«Уральский рабочий» и Владимир Стахеев рассказывают про «Семь рублей за проезд»

29 июня 2005 (10:17)

Слагаемые повышения

Как уже сообщалось, с 1 июля в Екатеринбурге повышается плата за проезд на всех видах городского общественного транспорта. Решением региональной энергетической комиссии она составит 7 рублей за одну поездку.

Такое решение принято не явочным порядком, а по ходатайству транспортных пассажирских предприятий города. Чем вызваны обращения транспортников о повышения платы за проезд, об этом редакция попросила рассказать непосредственно руководителей предприятий пассажирского транспорта.

Генеральный директор муниципального предприятия «Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление» Александр Мирошник:

— На долю нашего предприятия приходится 60 процентов всех пассажирских перевозок в полуторамиллионном городе. Финансово-экономическое благополучие коллектива трамвайно-троллейбусного управления зависит от трех основных составляющих. Это затраты на электроэнергию, на ремонт подвижного состава и на зарплату.

Как это ни парадоксально, но тарифы на электроэнергию для городского общественного транспорта выше, нежели для железной дороги и промышленных предприятий. Причем такая ситуация характерна далеко не для всех регионов России, но в нашей области это так. Вызвана она, если говорить коротко, своеобразным уровнем финансовых, экономических отношений между этими отраслями, доминирующими в экономике страны. Но, как говорится, что есть, то есть. Между тем доля затрат на электроэнергию в общих расходах составляет от 25 до 30 процентов, в зависимости от сезона. Зимой, понятно, расход электроэнергии выше.

Вторая составляющая — расходы на ремонт подвижного состава, приобретение запасных частей. Напомню, что практически весь трамвайный парк города — это вагоны чешского производства. Из 470 вагонов только 20 — екатеринбургские, марки «Спектр», остальные — импортные. При этом только около 85 процентов всех запасных частей мы производим собственными силами.

Наконец, третья составляющая, которая в решающей степени обусловлена двумя предыдущими, — это зарплата работающих. Она по-прежнему низка. И, как следствие, высока текучесть кадров. Их некомплект на предприятии порядка 15 процентов.

Стоимость проезда в 7 рублей при условии дотации за бесплатный провоз муниципальных льготников позволил бы коллективу трамвайно-троллейбусного управления работать без убытков. Однако право бесплатного проезда таких льготников, как известно, продлено до 1 октября 2005 года.

Заместитель генерального директора муниципального объединения автобусных предприятий по экономике Мария Соловьева:

— Стабильная, ритмичная работа пассажирского автотранспорта невозможна без стабильных цен на горюче-смазочные материалы. А в последнее время ежегодно цены на ГСМ повышаются в среднем на 30 — 35 процентов. В то же время доля затрат на топливо и смазочные материалы в общих расходах нашего предприятия составляет около 25 процентов. Арифметика получается несложная: для безубыточной работы в таком же соотношении надо бы повышать плату за проезд. Но в том и специфика городского транспорта, что это одна из тех отраслей городского хозяйства, где люди сразу же чувствуют малейший сбой в работе, не говоря о самом болезненном факторе — повышении платы за проезд.

Более того, автобусный парк города — это один из важнейших элементов реального уровня социальной политики. Из 44 маршрутов 19 у нас так и называются — социальные. Потому как в Шабры, поселки Медный, Рудный, в Арамиль и другие близлежащие пункты, кроме автобусов, другим общественным транспортом не добраться. А кто в подавляющем большинстве составляет армию пассажиров этих маршрутов, говорить излишне — это пенсионеры, жители Екатеринбурга и территории муниципального подчинения, у которых низкий достаток, которых летом кормят сады и огороды.

При нынешней ситуации, когда стоимость проезда составит 7 рублей, автобусное объединение все равно не покроет убыточность перевозок пассажиров.


Другие материалы по теме: