«Уральский рабочий», Андрей Морозов пишет: «Худой хром лучше ссоры»

20 июля 2005 (09:52)

Мало кому удавалось увернуться от «черной метки», посланной Эдуардом Росселем. И когда губернатор публично «наехал» на совладельца «Русскою хрома 1915» Данко Кончара, многие сочли, что дни ведения им бизнеса в области сочтены. Последний же не только остался, но и вернул расположение свердловского губернатора.

Слово и дело

Напомним, что 4 мая сего года на традиционной встрече с журналистами области губернатор вполне определенно высказался относительно «Русского хрома», больше известного по своему прежнему названию «Хромпик», и его хозяев.

– По поводу «Хромпика» я давал поручение правительству области пригласить собственника, чтобы очень серьезно поговорить с ним, – сообщил Э. Россель.

– Предприятие работает убыточно. Что он делает? Выводит прибыль? Ведь «Хромпик» производит востребованную продукцию, у которой всегда был покупатель. Тревожит и ситуация с экологией.

Проблемы с экологией на Урале начали вредить и международному бизнесу Кончара – он владеет английской фирмой Kermas. К тому же сорвались планы по выстраиванию хромового холдинга. В него должны были войти, кроме упомянутого «Русского хрома», также принадлежащие Кончару Серовский завод ферросплавов и рудник Сарана в Пермской области. Но главным, конечно, было получение контроля над «Конгор-хромом». Это предприятие владеет лицензиями на разработку мощнейших месторождений хромитовых руд на Ямале. Тогда как перерабатывающие структуры Кончара лишь на 15% обеспечиваются отечественным сырьем. А с 1 января 2005 года отменены таможенные льготы на ввоз хромитов из-за рубежа.

Облом случился и с «Ключевским заводом ферросплавов» (КЗФ), работающим в одной технологической цепочке с предприятиями Кончара. Заупрямился основной акционер КЗФ Сергей Гильварг, посоветовавший Кончару поискать в другом месте. «Если же он [Кончар] просто хочет, чтобы мы поделились с ним частью своей прибыли, – язвительно заметил С. Гильварг, – то это не входит в наши планы».

Так что планы пришлось менять Д. Кончару и продавать свой бизнес на Урале. Покупателем, как это часто бывает в бизнесе, когда ты не купил кого-то, он покупает тебя, стал С. Гильварг. Гарантом же сделки выступил губернатор Э. Россель.

Но тут резко улучшилась мировая конъюнктура в металлургии, основного потребителя хрома в разных видах. Д. Кон-чар купил крупнейшего мирового производителя хромитовых руд Samacor Chrome в Южной Африке. И несмотря на наличие подписанного соглашения с С. Гильваргом, хорват пошел на попятную.

Что, разумеется, разгневало свердловского губернатора, а Гильварг обратился в суд.

– Данко Кончар подписал протокол, что он этот завод продает, потом от своего решения отказался, – констатировал Э. Россель. – Та компания, которая хотела завод купить, подала на него в суд. Вопрос должен вскоре решиться, и у «Хромпика» собственник сменится.

И, действительно, вопрос решился очень скоро, но собственник у «Хромпика» не сменился. Наоборот, 6 июля Э. Россель принял Д. Кончара в своей резиденции и вполне дружески с ним побеседовал. Более того, планы по развитию завода в Первоуральске получили полную поддержку губернатора. Что же такое предложил хорват, что перевесило обиду губернатора?

Тут мы вступаем в область гипотез и предположений, одной из которых мы с вами и поделимся.

Есть такая страна – Словения

Обратите внимание на такое временное совпадение: 6 июля губернатор принимает Кончара, а с 11 по 14 июля находится с официальным визитом в Словении, одной из республик бывшей Югославии. При этом принимали Э. Росселя в этой стране на самом высоком уровне. В частности, его принял действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Республики Словения Дмитрий Рупел. Последний, как следует из официального сообщения департамента информационной политики губернатора, заметил, «что для Словении сотрудничество со Свердловской областью большая честь и огромная ответственность».

Уж не Кончар ли постарался?

На подобную мысль наводит то, что хорват Кончар как крупный предприниматель пользуется очень большим влиянием в Словении. И в принципе может здесь все. В том числе и обеспечить пребывание здесь свердловского губернатора по высшему разряду.

В свете чего по-другому воспринимается слух, что Э. Россель приглядывался к земельным участкам на Адриатическом побережье. В Словении достаточно либеральное законодательство, позволяющее иностранцам становиться владельцами земли. А уж что касается благодатности климата и живописности пейзажей – об этом лишний раз писать незачем...

Сотни россиян уже стали землевладельцами в республиках бывшей Югославии. Нет ничего удивительного в том, что их примеру решил последовать готовящийся к уходу на покой свердловский губернатор.

Нас же здесь беспокоит другое.

Нет точки на Схеме

Специалисты убеждены, что у производства хрома на Урале нет никакой перспективы, если все связанные по технологической цепочке предприятия не будут сведены в хромовый холдинг. И если на первой встрече с Э. Росселем Д. Кончар этот вопрос поднимал, то на второй речь шла только об экологии и ни слова о холдинге.

Экология, конечно, дело важное и нужное. Но справедливости ради отметим, что и без вмешательства губернатора хорватский предприниматель делал все возможное для решения экологических проблем, накапливающихся с 1915 года, когда было пущено в эксплуатацию это предприятие.

И в правительстве области хорошо знают, что с приходом Д Кончара на «Хромпик» паводковая комиссия уже который год не дежурит каждую весну у шламохранилища, где сосредоточены ядовитые отходы хромового производства. Тем более что сейчас командой Кончара внедряется технология работы вообще без шламохранилищ.

В результате мы получим экологически приемлемое предприятие, которое тем не менее все равно не сможет развиваться без создания хромового холдинга. Хотя нас уверяют, что как раз для таких случаев и разработана Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области. Но раз за разом при столкновении с действительностью она оказывается политической декларацией, а вовсе не руководством к практическому действию. Как это произошло и с «Русским хромом».

И если раньше власти Свердловской области прилагали хоть какие-то усилия к созданию такого холдинга, то после словенского вояжа г-на Росселя ситуация зависла в неопределенности. Кончар продолжает спокойно оставаться собственником «Хромпика»,.. Но, как мы помним, все его попытки создать холдинг окончились неудачей.

И что дальше?


Другие материалы по теме: