«Utel»: название, бывшее в употреблении

На территории Украины с 2001 года действует сотовый оператор, название которого напоминает знак оказания услуг, под которым ОАО «Уралсвязьинформ» объединило свои дочерние компании.

В августе 2005 года ОАО «Уралсвязьинформ» объединило свои мобильные активы под единой торговой маркой «Utel». Решение перевести все дочерние компании под одну марку было вызвано наличием нескольких операторов связи, входящих в состав ОАО «Уралсвязьинформ», но имеющих различные названия. В Челябинской и Курганской областях официально действовала компания «ЮУСТ» («Южно-уральский сотовый телефон»), в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономным округах – «Ермак RMS», в Свердловской области компания осуществляла деятельность под собственным именем. На разработку марки, по оценкам ряда экспертов, компания выделила сумму порядка 500 тысяч долларов. Стоимость кампании по внедрению нового знака предположительно оценивается в 4,5-5 миллионов долларов.

Аналитики рынка полагают, что создание единого знака оказания услуг действительно должно было способствовать продвижению компании, особенно в регионах, где ей не удалось завоевать значительную долю рынка.

Однако оказалось, что знак «Utel» схож с уже существующей торговой маркой, принадлежащей крупнейшему украинскому оператору сотовой связи «Утел». Согласно информации, размещенной на официальном сайте компании «the Ukrainian-American-Dutch-German Closed Joint Stock Company», торговая марка «Utel» является зарегистрированным товарным знаком, все права на который принадлежат компании и защищены украинским и международным законодательством. Следует отметить, что компания присутствует на рынке мобильной связи с 1992 г., брендом «Utel» пользуется с 2001 г. В настоящее время компания «Утел» входит в состав ОАО «Укртелеком», но данный торговый знак продолжает действовать на территории Украины.

По мнению экспертов в области брендинга, торговые марки, используемые двумя операторами связи, практически идентичны, и отличаются шрифтом написания (украинский оператор использует более строгий, деловой шрифт), и цветовым решением: ОАО «Уралсвязьинформ» использует красный («клубничный») цвет, в то время как украинский оператор мобильной связи – желто-белый текст на синем фоне.

Точки зрения

Украинская сторона выказала недовольство тем фактом, что аналогичный торговый знак вывела на рынок иная компания. «Мы заинтересованы в том, чтобы марка «Utel» не использовалась другими операторами связи», – заявили в правовом отделе ОАО «Укртелеком».

Заместитель начальника отдела маркетинга оператора сотовой связи «Utel» в Украине Юрий Барвенченко подтвердил, что торговая марка «Utel», под которой компания оказывает услуги связи с 2001 г., является зарегистрированным товарным знаком. Все права на него принадлежат компании и защищены украинским и международным законодательством.

«К сожалению, в настоящее время мы не обладаем достаточной информацией о торговой марке, аналогичной знаку, под которым мы предоставляем свои услуги. Поэтому в настоящее время не можем сказать, будем ли предпринимать какие-либо действия, направленные на устранение сходной торговой марки», – отметили в правовом отделе компании.

В то же время, представители ОАО «Уралсвязьинформ» утверждают, что в принципе не видят оснований считать схожими (аналогичными) название украинского предприятия «Утел» («Utel») и торговую марку Utel/Ютел, и уральская компания будет продолжать проведение маркетинговых и рекламных мероприятий в запланированном режиме.

«По предварительной экспертизе, проведенной агентством «Арт-Ком» (креативный консультант по внедрению торговой марки) в российских и международных базах данных, на территории России товарный знак «Utel» обладает юридической чистотой. То есть ранее не был зарегистрирован и не использовался другими организациями в России», – заявил пресс-секретарь ОАО «Уралсвязьинформ» Валерий Костарев.

Однако, в отличие от украинского оператора, чей знак защищен национальным и международным законодательством, торговая марка «УСИ» в настоящее время не зарегистрирована на территории России. Как сообщил Валерий Костарев, знак оказания услуг «Utel» (ОАО «Уралсвязьинформ») не зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации, так как регистрация товарного знака (знака обслуживания) в регулирующем органе занимает несколько месяцев. УСИ подал заявку на регистрацию нового знака в июне 2005 г. Данная заявка была принята к рассмотрению после формальной экспертизы. Сейчас проходят следующие этапы, предшествующие официальной регистрации.

Юристы

Однако в связи с тем, что знак «Utel» уже действует на территории Украины, представители юридических фирм Екатеринбурга полагают, что существует вероятность отказа зарегистрировать новый торговый знак ОАО «Уралсвязьинформ» со стороны Роспатента. Генеральный директор Группы компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Евгений Шестаков сообщил, что существует большое количество причин отказа в регистрации, помимо оснований по п. 1 ст. 7 Закона «О товарных знаках», когда в реестре товарных знаков и знаков обслуживания уже числится такой же либо сходный товарный знак или есть ранее поданная, но еще не удовлетворенная заявка на регистрацию.

Примером может служить одно из оснований для отказа, к которому очень часто прибегают эксперты Роспатента – отсутствие различительной способности (ст. 6 закона «О товарных знаках»). Различительная способность – это свойство обозначения кандидата в товарные знаки, которое позволяет потребителю его запомнить и связать с конкретным товаром, услугой, производителем. Не обладают различительной способностью, следовательно, не регистрируются обозначения, состоящие только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, являющихся общепринятыми символами и терминами. «В нашем случае обозначение «Utel» состоит из буквы «U» и слова «tel», которые сами по себе не обладают различительной способностью по вышеперечисленным основаниям. Так, слово «tel» вообще очень часто используется в области связи и поэтому не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака», – считает Евгений Шестаков.

По мнению Евгения Шестакова, если заявленному обозначению не свойственна различительная способность, ему, в соответствии со статьей 6-quinquis (с) Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может быть предоставлена правовая охрана при условии, если представленные заявителем материалы будут подтверждать то, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в результате его использования до даты подачи заявки. Но как мы знаем, до августа 2005 г. бренд «Utel» не использовался ОАО «Уралсвязьинформ».

«Я полагаю, что ОАО «Уралсвязьинформ» в отношении своей маркетинговой политики использует квалифицированных консультантов. Вместе с тем, на мой взгляд, использование компанией в гражданском обороте товарного знака «Utel», не имеющего правовой охраны, несет определенный риск», – считает директор компании «Городисский и Партнеры» Сергей Егоров.

По мнению Сергея Егорова, при видимой возможности национальной регистрации ТЗ существует еще теоретическая возможность регистрации тождественного обозначения с более ранним приоритетом по международным процедурам, в частности по Мадридской системе с указанием России.

«В случае, если используемое на территории РФ обозначение обладает соответствующей чистотой для последующей регистрации товарного знака, как это утверждают специалисты агентства «Арт-Ком», какие-либо последствия (юридические или этические) исключаются», – отметил Сергей Егоров.

Рекламные компании

Представители рекламного рынка Екатеринбурга полагают, что использование уже существующего бренда ставит любую компанию в «неловкое положение». «На мой взгляд, у компании «Уралсвязьинформ» сложилась достаточно неприятная ситуация с торговым знаком «Utel». Проблема осложнена тем, что в Украине под аналогичным брендом существует организация, предоставляющая услуги такого же характера», – сообщил директор рекламной группы «XXI век» Андрей Гашилов. «Я не готов осуждать действия компании «Уралсвязьинформ», но для рынка подобная ситуация – нонсенс. Если зона действия компании не выходит за пределы региона, то такой подход к ребрендингу возможен. Но при желании компании выйти на федеральный уровень могут возникнуть определенные сложности хотя бы потому, что операторов будут путать», – заявил он.

«Я не знаю, как можно объяснить подобный подход к бизнесу, но обычно предприниматель делает заявку об уникальности своей торговой марки, подразумевая уникальность услуг, которые он предоставляет. Какие мотивы в этом отношении были у компании ОАО «Уралсвязьинформ», сказать сложно», – отметил Андрей Гашилов.

Выводы

Компания «Уралсвязьинформ» провела смену торговой марки, однако сразу после ее выхода «в свет» обнаружилось, что подобный торговый знак уже зарегистрирован другим оператором связи. Учитывая, что над созданием марки «Utel» работало рекламное агентство федерального масштаба, которое должно было провести исследование рынка, в том числе и в сфере наличия идентичных знаков оказания услуг, остается непонятным, почему «Уралсвязьинформ» принял эту торговую марку. В агентстве «ArtCom» не смогли прокомментировать возникший казус.

Следует отметить, что ОАО «Уралсвязьинформ» потратило на разработку нового знака оказания услуг порядка полумиллиона долларов и выделило на его внедрение сумму в 4,5-5 миллионов долларов. Однако, по мнению юристов Екатеринбурга, Росстат может отказаться регистрировать новую марку, и представители украинского холдинга имеют возможность первыми успеть провести аналогичную регистрацию. Такая перспектива, считают эксперты, весьма реальна, так как международное законодательство настаивает на наличии различительной способности торговых марок.


Другие материалы по теме: