ОАО «Уралсвязьинформ» использует торговую марку, сходную с зарегистрированным торговым знаком крупнейшего украинского оператора мобильной связи

6 сентября 2005 (14:00)

Торговая марка «Utel», под которой ОАО «Уралсвязьинформ» в августе 2005 г. объединило свои мобильные активы, сходна с торговым знаком, принадлежащим крупнейшему украинскому оператору сотовой связи «Утел».


Согласно информации, размещенной на официальном сайте компании, «the Ukrainian-American-Dutch-German Closed Joint Stock Company», торговая марка «Utel» является зарегистрированным товарным знаком, все права на который принадлежат компании и защищены украинским и международным законодательством. Следует отметить, что компания присутствует на рынке мобильной связи с 1992 г., брендом «Utel» пользуется с 2001 г.


При этом торговые марки, используемые двумя операторами сотовой связи, практически идентичны, и отличаются только шрифтом написания (украинский оператор использует более строгий, деловой шрифт), и цветовым решением: ОАО «Уралсвязьинформ» использует красный («клубничный») цвет, в то время как украинский оператор мобильной связи – желто-белый текст на синем фоне.


Между тем, представители компании «Уралсвязьинформ» утверждают, что не видят оснований считать схожими (аналогичными) название украинского предприятия «Утел» и торговую марку Utel/Ютел, и компания будет продолжать проведение маркетинговых и рекламных мероприятий в запланированном режиме.


«По предварительной экспертизе, проведенной агентством «Арт-Ком» (креативный консультант по внедрению торговой марки) в российских и международных базах данных, на территории России товарный знак «Utel» обладает юридической чистотой. То есть ранее не был зарегистрирован и не использовался другими организациями в России», – заявил В. Костарев.


В то же время В. Костарев сообщил, что в настоящее время знак оказания услуг «Utel» (ОАО «Уралсвязьинформ») не зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации, так как регистрация товарного знака (знака обслуживания) в регулирующем органе занимает несколько месяцев. УСИ подала заявку на регистрацию нового знака в июне 2005 г. Данная заявка была принята к рассмотрению после формальной экспертизы. Сейчас проходят следующие этапы, предшествующие официальной регистрации.


Между тем, представители юридических фирм Екатеринбурга полагают, что существует вероятность отказа зарегистрировать новый торговый знак ОАО «Уралсвязьинформ» со стороны Роспатента. Генеральный директор Группы компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Евгений Шестаков сообщил, что существует большое количество причин отказа в регистрации, помимо оснований по п.1 ст. 7 Закона «О товарных знаках», когда в реестре товарных знаков и знаков обслуживания уже числится такой же либо сходный товарный знак или есть ранее поданная заявка на регистрацию, но ее еще не прошедшая.


Примером может служить «любимое» основание для отказа, к которому очень часто прибегают эксперты Роспатента – отсутствие различительной способности (ст. 6 закона «О товарных знаках»). Различительная способность, это свойство обозначения кандидата в товарные знаки, которое позволяет потребителю его запомнить и связать с конкретным товаром, услугой, производителем. Не обладают различительной способностью, следовательно, не регистрируются обозначения, состоящие только из элементов вошедших во всеобщее употребление, для обозначения товаров определенного вида, являющихся общепринятыми символами и терминами, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта.


«В нашем случае, обозначение «Utel» состоит из буквы «U» и слова «tel», которые сами по себе не обладают различительной способностью по вышеперечисленным основаниям. Так, слово «tel» вообще очень часто используется в области связи и поэтому не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака», – считает Е. Шестаков.


По мнению Е. Шестакова, если заявленному обозначению не свойственна различительная способность, ему в соответствии со статьей 6-quinquis (с) Парижской конвенции по охране промышленной собственности может быть предоставлена правовая охрана при условии, если представленные заявителем материалы будут подтверждать то, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в результате его использования до даты подачи заявки, но как мы знаем, до августа 2005 г. брэнд «Utel» не использовался ОАО «Уралсвязьинформ».


«Я полагаю, что ОАО «Уралсвязьинформ» в отношении своей маркетинговой политики использует квалифицированных консультантов. Вместе с тем, на мой взгляд, использование компанией в гражданском обороте товарного знака «Utel», не имеющего правовой охраны, имеет определенный риск», – считает директор компании «Городисский и Партнеры» Сергей Егоров.


По мнению С. Егорова, при видимой возможности национальной регистрации ТЗ существует еще теоретическая возможность регистрации тождественного обозначения с более ранним приоритетом по международным процедурам, в частности по Мадридской системе с указанием России.


«В случае, если используемое на территории РФ обозначение обладает соответствующей чистотой для последующей регистрации товарного знака, как это утверждают специалисты агентства «Арт-Ком», какие-либо последствия (юридические или этические) исключаются», – отметил С. Егоров.


Представители рекламного рынка Екатеринбурга полагают, что использование уже существующего бренда ставит любую компанию в «неловкое положение». «На мой взгляд, у компании «Уралсвязьинформ» сложилась достаточно неприятная ситуация, с торговым знаком «Utel». Проблема осложнена тем, что в Украине под аналогичным брендом существует организация, предоставляющая услуги такого же характера», – сообщил УрБК директор рекламной группы «XXI век» Андрей Гашилов.


«Я не готов осуждать действия компании «Уралсвязьинформ», но для рынка подобная ситуация – нонсенс. Если зона действия компании не выходит за пределы региона, то такой подход к ребрендингу возможен. Но, при желании компании выйти на федеральный уровень, могут возникнуть определенные сложности, хотя бы потому, что операторов будут путать», – заявил А. Гашилов.


«Я не знаю, как можно объяснить подобный подход к бизнесу, но обычно предприниматель делает заявку об уникальности своей торговой марки, подразумевая уникальность услуг, которые он предоставляет. Какие мотивы в этом отношении были у компании ООО «Уралсвязьинформ» сказать сложно», – отметил А. Гашилов.


Руководитель отдела по работе с клиентами рекламной компании «Дельта-План» Гульнара Перминова считает, что серьезные компании затрачивают немалые суммы денег на индивидуальный торговый знак. Не менее важны элементы фирменного стиля и собственные атрибуты товарного знака. «Торговая марка должна проходить все ступени проверки. Регистрация осуществляется в течение года. Вкладывать денежные средства в незарегистрированный бренд бессмысленно», – заявила Г. Перминова.


«У компании «Уралсвязьинформ» складывается весьма неприятная ситуация. Так как компания «Utel» на Украине в течение долгого периода раскручивала свою торговую марку, тратила определенные средства на это, в то время как уральский оператор сотовой связи просто воспользовался готовым брендом. Однако пока сложно сказать, как в дальнейшем это отразиться на деятельности обеих компаний», – отметила Г. Перминова.


Другие материалы по теме: