Инвестиционные компании Екатеринбурга комментируют проблему социально-ориентированного бизнеса

12 октября 2005 (13:00)

Крупнейшие американские автомобильные компании Дженерал Моторс и Форд несут убытки из-за высокой себестоимости собственной продукции, в которой значительную долю составляют их социальные обязательства перед рабочими, сообщает журнал «Финанс». Так, по данным журнала, в среднем, социальные проекты компаний приводят к удорожанию каждой машины на $ 1,5 тыс. В результате эти компании проигрывают конкурентную борьбу производителям из азиатского региона, у которых такие затраты значительно ниже. Например, у Тойота затраты на социальное обеспечение работников приводят к подорожанию автомобиля лишь на $300.


Американские компании пытаются исправить положение, увольняя персонал. Форд, например, до конца года планирует сократить 2 750 сотрудников. Сейчас у Дженерал Моторс и Форд производственные мощности загружены только на 85-86%.


«В отличие от американского автопрома, для российских компаний социальная ориентация является конкурентным преимуществом», – заявил директор ЕФ ИК «Тройка-Диалог» Ираклий Кирия.


«В нашей стране до сих пор наблюдается значительная нехватка квалифицированной рабочей силы. Поэтому предприятия стремятся привлечь и удержать работников, мотивируя их социальными гарантиями. Эта политика повышает инвестиционную привлекательность компаний, так как снижает риск социального недовольства на предприятиях и устанавливает благоприятные отношения с региональными органами власти, уделяющими соцпакету большое внимание», – отметил он.


По словам И. Кирия, на американских предприятиях ситуация осложняется жесткими требованиями профсоюзов по отношению к соцпакету и заработной плате. Тогда как в России, такого давления на управляющих предприятий не оказывается.


«Все наши крупные промышленные предприятия, особенно градообразующие, стремятся реализовать социальные программы, в том числе по страховым гарантиям, пособиям и так далее. Если в прошлые годы компании не могли позволить себе тратить большие средства на реализацию этих программ, то сегодня социальная сфера успешно развивается», – сообщил он.


«Вопрос социальной ориентированности нашего бизнеса искусственный и надуманный», – заявил УрБК директор ИК «Бик-Линк» Владимир Алябьев. «Правительство пропагандирует по телевиднию реформы ЖКХ, но я не считаю, что это значимые проекты. У нас социальная политика ставится в ранг государственных программ, однако, это неправильно», – считает он.


По словам В. Алябьева, государство не должно брать на себя проблемы по реализации социальной программы, ими обязаны заниматься чиновники, а правительство должно заниматься совсем другими вещами. «Если же эти проблемы берёт на себя предприятие, его конкурентоспособность намного снижается. Хотя я не слышал, чтобы в России кто-нибудь этим занимался» – заявил В. Алябьев.


«В России нет ни одного примера социальных обязательств перед работниками», – сообщил генеральный директор ЗАО ИК «Благодать-Секьюритиз» Всеволод Чащин.


Например, на западе львиную долю пенсии выплачивает корпоративный субъект, на который работал человек. У нас она выплачиваются государством. Правда, создан накопительный фонд, но им могут пользоваться только люди с 1957 года рождения и моложе», – отметил В. Чащин.


По его словам, социальные обязательства предприятия снижают его инвестиционную привлекательность. К налогам прибавляются социальные затраты, и выплаты акционерам уменьшаются. «При этом поддерживается благоприятный социальный имидж компании, её «лицо». Равновесие между этими факторами можно поддерживать с помощью системы сдержек и противовесов», – отметил он.


«Социальные проекты должны носить рыночный характер, быть дальновидными. Часто государство, видя высокие доходы предприятия, давит на него и заставляет буквально раздавать заработанное. Это неправильно, компания сама должна решать, в какие социальные проекты вкладывать финансы», – заключил В. Чащин.


Другие материалы по теме: