Регистрация договоров залога автотранспортных средств в ГАИ позволит снизить банковские риски по автокредитам

14 октября 2005 (10:00)

Заместитель председателя банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков предложил внести изменения в Гражданский кодекс РФ, согласно которым договор о залоге автотранспортных средств (в том числе – залоги по автокредитованию) будут подлежать регистрации в ГАИ. Об этом сообщает журнал «Финанс». Целью инициативы является ограничение возможности злоупотребления и мошенничества с автомобилями, купленными в кредит.


На сегодняшний день ГАИ не располагает информацией о том, является ли тот или иной автомобиль заложенным в кредитном учреждении. Соответственно, банки оказываются незащищенными от мошенничества со стороны клиентов, «теряющих» паспорт транспортного средства, заложенный в банке, и перепродающих автомобиль. «Подобные инициативы происходят довольно часто», – заявил Анатолий Аксаков.


По его словам, отсутствие регистрации ухудшает качество залога и в ряде случаев приводит к отказу в выдаче кредита. «Введение этой нормы будет препятствовать отчуждению заложенного имущества недобросовестным залогодателем без согласия кредитора. Регистрировать заложенный автотранспорт будут сами банки, сообщая необходимую информацию в Госавтоинспекцию», – отметил он.


«Закрепление в законодательных актах условия об обязательной регистрации договора залога автотранспортных средств в ГАИ необходимо – в последнее время участились случаи злоупотребления и мошенничества заемщиков по автокредитам (автомобили, которые находятся в залоге практически беспрепятственно могут быть проданы заемщиком и банк в этом случае теряет обеспечение по кредиту и несет большой риск невозврата кредита)», – сообщила УрБК заместитель начальника отдела розничного кредитования ОАО «МЕТКОМБАНК» Татьяна Волкова.


«Введение такого закона позволит банкам снизить риски по кредитам на приобретение автотранспортных средств, возможно, это повлияет на снижение процентных ставок по таким кредитам. На объемы автокредитования такой закон повлияет несущественно – ведь спрос на такие кредиты зависит от других факторов», – заметила Т. Волкова.


«Система отбора клиентов по автокредитам имеет свои особенности. Банки тщательно проверяют и анализируют потенциальных заемщиков при подаче заявки на получение кредита, это связано с тем что суммы здесь довольно существенные, и потенциальный заемщик должен подтвердить, что он имеет стабильные источники доходов, достаточные для погашения кредита и процентов без ущерба для семейного бюджета. В связи с этим, принятие подобного закона не сможет существенно повлиять на систему отбора клиентов по автокредитам», – заключила она.


«Регистрация договоров залога автотранспорта в ГАИ, в принципе, является правильной инициативой. Однако при введении такого новшества необходимо законодательно прописать, что риски и бюрократические препоны не будут вменяться автовладельцу в виде дополнительных затрат», – считает директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин.


По его словам, сегодня правоохранительные органы взимают средства с населения за любые изменения в законодательстве, что влечет за собой не только дополнительные затраты, но и неудобства. При этом, вряд ли регистрация договора автокредита в ГАИ повлечет за собой резкое снижение рисков в банковской сфере. «Сейчас банки также должны сообщать ГАИ о залоге автотранспорта, но они этого не делают, так как такое информационное сопровождение банки должны оплачивать самостоятельно», – отметил А. Татаркин.


«Таким образом, нововведение позволит снизить риски для банков, принесет дополнительные доходы ГАИ. В тоже время эти изменения повлекут за собой новые затраты для автовладельцев, как денежные, так и временные», – заключил он.


«В практике нашего банка уже были зафиксированы случаи злоупотребления существующим законодательством, когда человек, взявший машину в кредит, переоформлял в ГАИ новые документы на нее. Поэтому изменения в законодательстве по введению обязательной регистрации договора залога автотранспорта в ГАИ крайне важны. Так как банки сейчас идут по пути развития схем автокредитования, введение таких изменений повысит степень защиты от недобросовестных заемщиков и соответственно снизит банковские риски», – заявила руководитель справочно-консультационной службы Екатеринбургского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК» Елена Хохлова.


По ее мнению, регистрация договора залога в ГИБДД с указанием того, что автомобиль является предметом залога, исключит случаи использования недобросовестными заемщиками схемы, когда при фактическом нахождении ПТС в Банке, мошенниками делается заявление в ГИБДД о его утрате и, на основании выписанного дубликата ПТС, автомобиль снимается с регистрационного учета без согласия Банка. «В случае внесения изменений в ГК РФ автомобиль можно будет снять с учета в ГИБДД только с разрешения Банка», – отметила Е. Хохлова.


В тоже время, внесение указанных поправок в законодательство не приведет к упрощению схемы отбора клиентов, так как на сегодняшней день процедура выдачи банковских кредитов на приобретение автомобиля и так сильно упрощена, считает она. «Сегодня оформить автокредит можно течение получаса при наличии всего двух документов», – заключила Е. Хохлова.


Другие материалы по теме: