Илья Сидоренко: Продажа бытовой техники в кредит стала непременным условием развития рынка

24 октября 2005 (14:00)

исполнительный директор ООО «Уральский Вал» Илья СидоренкоНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил исполнительный директор ООО «Уральский Вал» Илья Сидоренко.

– Илья, Владимирович, каковы предварительные итоги развития Вашей торговой сети за первые три квартала 2005 года?

– В первую очередь надо сказать, что в указанный период сеть наших магазинов увеличилась за счет открытия новых точек в Свердловской области, а также в Курганской, Челябинской и Тюменской областях. Появилась новая точка и в Екатеринбурге.

Рост товарооборота составил в это время 40%. Я полагаю, что к концу года эта величина превысит 50%.

Как на данный момент распределен рынок бытовой техники Екатеринбурга? Какую его часть занимают региональные компании, а какая принадлежит федеральным сетям? Какую часть рынка занимает Ваша компания?

– Сегодня на рынке Екатеринбурга можно выделить несколько «видов» игроков. Это федеральные и региональные торговые сети, Екатеринбургские сети и несколько несетевых магазинов. По нашим данным «федералы», несмотря на их восторженные заявления, занимают долю, не превышающую 40%. Соответственно, остальные две трети рынка удерживают местные игроки.

ООО «Уральский Вал» принадлежит, по оценкам независимой исследовательской организации, 12-14% по разным группам товаров.

Какие тенденции существуют на екатеринбургском рынке бытовой техники? Происходит ли рост объемов продаж дорогостоящей высокотехнологичной техники? Наблюдается ли вообще рост объемов среднего чека?

– Силами дискаунтеров бытовая техника регулярно дешевеет, а уменьшение цены влечет за собой снижение качества. Новый покупатель уже не так требовательно выбирает бытовые приборы и не так бережно к ним относится. Как правило, люди рассуждают следующим образом, – все равно устареет-сломается, так зачем платить больше? Однако, при таком подходе, зачастую страдает функциональность покупки: стиральная машина не стирает, а телевизор выдает некачественное изображение. Зато этот товар действительно дёшевый!

Дорогостоящая продукция так же стала доступнее, но это связано с появлением такой услуги как продажа в кредит. В настоящее время, стоимость покупки не так явно зависит от «толщины» кошелька покупателя. Высокотехнологичная техника действительно быстро устаревает и дешевеет, её продавать труднее всего, но этот вид продукции обязательно должен присутствовать в магазинах – покупатель должен видеть продукты прогресса на наших полках, а купит или нет – его право.

Если говорить о росте цен на бытовую технику, то, конечно, в целом он есть. Причиной этого является инфляции.

Не наблюдается ли на рынке пресыщения? Хватает ли компаниям простора для конкуренции?

– В ближайшее время пресыщение рынка маловероятно, так как покупка новой или замена отслужившей свой срок бытовой техники производится регулярно. Новые люди и новые потребности вызывают появление новых функций и новых видов техники. Конечно, в связи с этим, и конкурентный «простор» для ТС, реализующих бытовую технику в Екатеринбурге, достаточно обширен.

При этом, наверняка, мы будем наблюдать процесс перераспределения долей, так как наличие сегмента «прочие магазины» дает возможность торговым сетям бороться за эту долю рынка.

– Какая доля товаров Вашей сети продается в кредит? Каким образом – через банки ли собственными силами – осуществляется кредитование? Является ли наличие кредитного офиса конкурентным преимуществом магазина? Рекламируете ли Вы наличие кредитного офиса?

– На начальном этапе нашей работы, доля товаров, продаваемых в кредит, достигала 75-80%, сейчас она не превышает 50%. Дело в том, что раньше наличие кредитного офиса являлось конкурентным преимуществом магазина, сейчас его отсутствие скорее является существенным недостатком. Главное предоставить возможность оформить кредит быстро и несложно, а решение, как всегда за покупателем.

Рекламу офиса мы проводили только на первых порах – в 2003-2004 годах, когда мы были одними из первых, кто начал развивать продажи в кредит. Теперь, когда он есть практически в каждом магазине, и воспринимается как должное, смысла в рекламе мы не видим.

– В последнее время специалисты ряда кредитных организаций выступили с заявлениями о том, что кредитование через магазины не является выгодным для потребителя, так как оно связано с повышенными ставками и внутренними «сговорами». Как Вы можете прокомментировать данное заявление? Сталкивались ли Вы с такими случаями, действительно ли они есть и как с ними «бороться»?

– Ставки по кредитам, оформляемым на местах, наверняка выше тех, которые оформляются в банках. Это связано с тем, что содержание кредитного эксперта стоит дополнительных затрат. Но, по мнению многих покупателей, это компенсируется скоростью оформления: всё быстро и в одном месте при минимуме документов.

Про внутренние «сговоры» слышу впервые. Не думаю, что это реальная проблема, так как повлиять на клиента при выборе оформления кредита невозможно. Наша задача – предоставить товар и получить за него деньги. Оплатить наличными, взять заём в банке или оформить потребкредит в месте продажи – выбор за покупателем.

Я полагаю, что подобные слухи возникают потому, что рынок потребкредитования очень ёмкий, а лидеры занимают львиную долю и новым игрокам трудно отщемить свой кусок пирога.

Каковы Ваши планы на будущее? Как будет развиваться Ваша компания в краткосрочной и среднесрочной перспективе?

– По мере развития инфраструктуры районов Екатеринбурга и укрепления их независимости от центра, мы будем открывать специализированные магазины формата «спокойного» выбора, расположенные в шаговой доступности от потребителя. Это один из основных наших проектов на ближайшие годы. Мы во многом делаем ставку на доверие наших клиентов к местной компании.

Кроме того, мы планируем продолжить экспансию в регионы и реализацию большего количества товара, следствием которого станет получение минимальных цен от производителей.


Другие материалы по теме: