Рафаэль Шихов: Федеральные сети, реализующие бытовую технику, не вытеснят с рынка Екатеринбурга местных игроков

28 ноября 2005 (09:00)

генеральный директор Торговой Сети «Кардинал» Рафаэль ШиховНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил генеральный директор Торговой Сети «Кардинал» Рафаэль Шихов.

— Рафаэль Шафакович, каковы предварительные итоги развития Вашей торговой сети за первые три квартала 2005 года?

— По итогам 9 месяцев 2005 года, я могу сказать, что мы укладываемся в те планы, которые ставили перед собой. Это дает основания полагать, что в текущем году рост объемов продаж превысит 30%. Итог года будет зависеть от результатов четвертого квартала, который может внести определенные коррективы в общую картину. Но в целом, наши темпы роста превышают общероссийские показатели, которые по разным оценкам составляют 14%.

В развитии любой компании есть два основных направления: первое — внешняя эффективность, второе — внутренняя эффективность. Внешняя эффективность — это увеличение доли рынка, рост количества магазинов и оборота. Внутренняя эффективность — снижение издержек, ввод новых технологий, рост отдачи с квадратного метра, отдачи на одного продавца и многое другое. В этом году мы сделали основной упор на совершенствование структуры компании, улучшение логистических процессов и достигли в этом плане определенных успехов, демонстрируя рост по всем ключевым показателям.

Мы провели значительную работу по определению формата наших торговых точек. Сегодня у нас их три: фирменный магазин «Самсунг» (350-500 кв. м), отдельно стоящий мультибрендовый магазин электроники (500-1000 кв.м) и супермаркет электроники в торговом центре, как, например, «Кардинал» в ТРЦ «Екатерининский» на Щербакова, 4 (более 1000 кв.м).

— Как на данный момент распределен рынок бытовой техники Екатеринбурга? Какую его часть занимают региональные компании, а какая принадлежит федеральным сетям? Какую часть рынка занимает Ваша компания?

— Сегодня федеральные и екатеринбургские сети делят городской рынок в соотношении 50/50. В целом же по России ситуация несколько иная: 63% рынка приходится на федералов и только 37% - на местные сети и отдельные магазины. Еще четыре года назад картина была другой: 71% принадлежал местным игрокам, 29% — федеральным.

По нашим оценкам, на рынке Екатеринбурга доли торговых сетей распределяются примерно так: «Эльдорадо» — 22%, «Кардинал» — 15%, «Норд» — 14%, «М.Видео» — 12%, «Мир» — 10%, «Уральский Вал» — 8%, «Оникс» — 8%, «Техносила» — 7% и другие магазины — 4%. Емкость екатеринбургского рынка бытовой техники и электроники составляет около 200 млн. долларов.

В целом по России мы видим следующую тенденцию: на рынок выходят крупные западные игроки. В ближайшее время стоит ожидать экспансии международных сетей электроники. Готовясь к этому, российские федеральные сети идут в регионы, в крупные города-миллионники, в том числе и в Екатеринбург.

Первая их атака на местный рынок, предпринятая несколько лет назад, не достигла желаемого результата. Федеральным компаниям мешал недостаток подходящих площадей, которые бы позволили им шире показать свои преимущества. Сейчас в городе возводится много новых торговых центров. Думаю, уже в следующем году федеральные торговые сети значительно потеснят местных игроков. Региональные сети могут удержаться на рынке, но только в том случае, если правильно выберут стратегию дальнейшего развития. На мой взгляд, сегодня необходимо комплексно подходить к позиционированию и закрепляться в глубине регионов.

На местном рынке четко прослеживается тенденция к закрытию небольших магазинов, созданию альянсов и слиянию компаний. Регионалам сложно конкурировать с федералами, имеющими сотни магазинов по всей стране. Местные сети объединяются, небольшие компании поглощаются более крупными. Далеко не все из них готовы мириться с потерей независимости, но для малых игроков это единственный шанс остаться в этом бизнесе.

В целом, на сегодняшний день региональные сети в масштабе всей страны занимают достаточно серьезную долю рынка. Производители заинтересованы в том, чтобы подобное распределение сил сохранялось и дальше, они за гармоничное развитие рынка и активное сотрудничество с местными сетями.

— Какие тенденции существуют на екатеринбургском рынке бытовой техники? Происходит ли рост объемов продаж дорогостоящей высокотехнологичной техники? Наблюдается ли вообще рост объемов среднего чека?

— Я думаю, что прежде, чем отвечать на этот вопрос, нужно сделать небольшой обзор общероссийского рынка, потому что некоторые тенденции едины для страны и Екатеринбурга. На последней конференции РАТЭК были озвучены следующие данные. Рынок России, по разным оценкам, колеблется в пределах 15 миллиардов долларов. Темпы его роста в 2005 году замедлились и сегодня составляют около 14%.

Однако в отдельных сегментах рынок развивается очень активно — 100-200% в год. Это, в первую очередь, связано с появлением принципиально новой техники, например, DVD-плееров. Сегодня они являются одним из самых ходовых товаров и оставили далеко позади популярные прежде видеомагнитофоны, продажи которых за два года упали в четыре раза. За это же время продажи DVD-плееров выросли втрое. Причем все чаще покупатели отдают свое предпочтение более дорогим портативным и пишущим DVD. Цены на DVD держатся на приемлемом для покупателя уровне, и, думаю, в дальнейшем они будут стабильно снижаться.

Также мы видим падение продаж кинескопных телевизоров и рост популярности жидкокристаллических. В Европе этот процесс начался уже давно. Более 40% всех продаваемых там телевизоров - жидкокристаллические. Наши покупатели пока отдают предпочтением традиционным кинескопным моделям. Но, тем не менее, доля продаж LCD телевизоров увеличилась и по последним российским данным составила 26%.

Сегодня многие семьи меняют технику, приобретенную 7-10 лет назад, на новую. И потребители с высоким доходом, безусловно, делают выбор в пользу более совершенных и качественных моделей. Уверен, что и в дальнейшем спрос на жидкокристаллические и плазменные панели будет расти. Причем во многом из-за того, что производители уже в этом году начали постепенно снижать цены на свою продукцию, делая ее более доступной.

Те же тенденции можно наблюдать и на рынке видеокамер. Аналоговые камеры активно вытесняются цифровыми. Сегодня две трети продаваемых в России камер — цифровые.

По итогам трех кварталов могу сказать, что динамично развивается сегмент крупной бытовой техники, в который входят холодильники, стиральные и посудомоечные машины. Мы стали продавать их в разы больше, чем раньше.

И, конечно, значительную долю от оборота в денежном выражении составляют мобильные телефоны.

Снижение цен на элитную домашнюю электронику также является тенденцией рынка крупных городов, в том числе и Екатеринбурга.

Отмечу, что росту рынка бытовой техники и электроники способствует появление потребительского кредитования. Сегодня до 30% товаров продается в кредит. Благодаря этому, а также росту доходов населения поднялись объемы продаж. Вырос и средний чек покупки: в нашей сети он увеличился на 25-28%.

— Не наблюдается ли на рынке пресыщения? Хватает ли компаниям простора для конкуренции?

— Свободное пространство на рынке Екатеринбурга еще есть. Но определенные трудности в работе возникают, и, в первую очередь, «благодаря» изменениям в законодательстве, когда меняются условия ввоза товара. В результате возникает дефицит различных групп товаров. В то же время, на рынке Екатеринбурга, где большинство игроков честно выполняет закон, стабильность является главным залогом успешной работы.

Конкуренция сегодня, безусловно, находится на высоком уровне. И она будет расти с открытием новых торговых центров, которые смогут предложить торговые площади большого формата. И чем сильнее конкуренция, тем лучше потребителю. Конкуренция заставляет работать с утроенной энергией, оптимизировать ассортимент и цены, искать новые маркетинговые ходы.

— Какая доля товаров Вашей сети продается в кредит? Каким образом — через банки ли собственными силами — осуществляется кредитование? Является ли наличие кредитного офиса конкурентным преимуществом магазина? Рекламируете ли Вы наличие кредитного офиса?

— Емкость екатеринбургского рынка потребкредитования достаточно велика, и эта услуга будет, несомненно, развиваться. Программы кредитования совершенствуются, размер ставки снижается и, я полагаю, будет снижаться и в дальнейшем.

Потребкредитование давало бы больший эффект, если бы в полной мере реализовала себя такая услуга, как кредитные карты. Кроме того, необходимо развивать кредитные бюро. Это положительно скажется на предоставлении кредита при покупке товара.

Мы сотрудничаем с несколькими финансово-кредитными организациями, в том числе с банками «Русский Стандарт», «Альфа-банк», «Русфинанс» и другими. На сегодняшний день в Торговой Сети «Кардинал» действует 23 кредитных программы. Треть покупок совершается именно в кредит.

— Каковы Ваши планы на будущее? Как будет развиваться Ваша компания в краткосрочной и среднесрочной перспективе?

— Кардинал» уже представлен в Челябинске, Тюмени и Набережных Челнах. В планах — север Тюменской области, Челябинская область и другие регионы, открытие новых магазинов в Екатеринбурге и городах Среднего Урала. Наиболее привлекательными для нас являются фирменные магазины Samsung и мультибрендовые супермаркеты электроники площадью 1-1,5 тыс. кв. м. Мы разработали Стратегический план развития, по которому и будем работать в ближайшие три года.


Другие материалы по теме: