Передел рынка бытовой техники Екатеринбурга

Бюллетень «VIP-консультант» анализирует ситуацию, сложившуюся на рынке бытовой техники Екатеринбурга.

В последние годы федеральные сбытовые компании ведут активную политику освоения российских регионов. Это веяние не обошло и екатеринбургский рынок бытовой электроники. На сегодняшний день в Екатеринбурге присутствуют все крупнейшие компании федерального масштаба: «Эльдорадо», «МИР», «М.Видео» и «Техносила». Им «противостоят» четыре крупные местные торговые сети: «Кардинал», «Оникс», «Уральский вал» и «Норд». В целом, большинство аналитиков компаний сходятся во мнении, что сегодня рынок поделен между федеральными и городскими игроками в соотношении 50% на 50%. В тоже время и с той, и с другой стороны высказывается мнение, что через 1,5-2 года на долю местных компаний останется не более 30% рынка.

Следует отметить, что в целом по России, по данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), нефедеральные сети контролируют 25% рынка бытовой техники, «Эльдорадо» — 20-22%, «М. Видео» — 9%, «Техносила» — 3,5%, «Мир» — 3%.

Рынок Екатеринбурга

В денежном выражении емкость рынка бытовой техники Екатеринбурга составляет, по разным оценкам, 140-180 миллионов долларов (без учета компьютеров и мобильных телефонов). Коммерческий директор компании «М.Видео» Михаил Кучмент считает, что объем рынка составляет примерно 250-300 миллионов долларов.

По мнению экспертов рынка, одной из самых значимых тенденций его развития является снижение цен на бытовую технику и рост количества покупок дорогостоящих, высокотехнологичных товаров, таких как плазменные телевизоры или СВЧ-печи, которые переходят из разряда элитных вещей в разряд товаров первой необходимости.

«Сегодня многие семьи меняют электронику, приобретенную 7-10 лет назад, на новую, — отмечает директор ТС «Кардинал» Рафаэль Шихов, — Уверен, что и в дальнейшем спрос на такие категории техники, как жидкокристаллические и плазменные панели будет расти. Причем во многом из-за того, что производители уже в этом году начали постепенно снижать цены на свою продукцию, делая ее более доступной. Те же тенденции можно наблюдать и на рынке видеокамер. Аналоговые камеры активно вытесняются цифровыми. Сегодня две трети продаваемых в России камер — цифровые. По итогам трех кварталов могу сказать, что динамично развивается сегмент крупной бытовой техники, в который входят холодильники, стиральные и посудомоечные машины. Мы стали продавать их в разы больше, чем раньше. Снижение цен на элитную домашнюю электронику также является тенденцией рынка крупных городов, в том числе и Екатеринбурга. Отмечу, что росту рынка бытовой техники и электроники способствует появление потребительского кредитования. Сегодня до 30% товаров продается в кредит. Благодаря этому, а также росту доходов населения поднялись объемы продаж. Вырос и средний чек покупки: в нашей сети он увеличился на 25-28%».

Некоторые участники рынка считают, что у этой, в целом позитивной тенденции есть и негативная сторона. «Силами дискаунтеров само понятие «бытовая техника» регулярно дешевеет, а уменьшение цены влечет за собой снижение качества, — считает исполнительный директор ООО «Уральский Вал» Илья Сидоренко. — Новый покупатель уже не так требовательно выбирает бытовые приборы и не так бережно к ним относится. Как правило, люди рассуждают следующим образом: все равно устареет-сломается, так зачем платить больше? Однако при таком подходе зачастую страдает функциональность покупки: стиральная машина не стирает, а телевизор выдает некачественное изображение. Зато этот товар действительно дёшевый!»

Федеральные и местные сети

«По полученным нами данным, «федералы», несмотря на их восторженные заявления, занимают долю, не превышающую 40%. Соответственно, остальные две трети рынка удерживают местные игроки», — считает Илья Сидоренко.

Однако столичные компании дают другую оценку своего положения. «По нашим оценкам, сегодня на долю четырех федеральных сетей приходится более половины екатеринбургского рынка бытовой техники и электроники, — отмечает руководитель отдела аналитики компании «МИР» Михаил Малаховский. — При этом суммарная доля федеральных сетей продолжает увеличиваться. Это естественный процесс: федеральные сети более четко организованы, работают в актуальном формате, используют современные торговые технологии. Они более технологичны и быстрее адаптируются к новым тенденциям. Поэтому, как правило, у федеральных игроков программы лояльности и кредитные схемы интереснее и разнообразнее, к тому же, благодаря большим объемам закупок, федеральным сетям легче держать доступные цены, предлагать более широкий ассортимент».

Федеральные сети имеют достаточно амбициозные планы относительно екатеринбургского рынка. «Сегодня наша доля на нем составляет примерно 15%, при том, что компания «М.Видео» представлена только двумя магазинами, — заявил Михаил Кучмент. — С открытием еще трех точек, к началу 2007 года, я полагаю, мы займем лидирующую позицию — 25% рынка. Я уверен, что экспансия московских компаний продолжится, и к концу 2006 года екатеринбургские сети, реализующие бытовую электронику, будут занимать не более 30% рынка».

Екатеринбургские компании видят причину «атаки» московских сетей на регионы в смене приоритетов на столичных рынках. «В целом по России мы видим тенденцию — выход на рынок крупных западных игроков. В ближайшее время стоит ожидать прихода таких сетей как «Сатурн» и «Медиамарт». Естественно, что позиции федеральных сетей в Москве будут подвержены атаке. Готовясь к этому, «Эльдорадо», «М. Видио», «Мир» и «Техносила» идут в регионы, в крупные города-миллионники, в том числе в Екатеринбург», — считает Рафаэль Шихов.

По его мнению, первая атака федеральных сетей на местный рынок захлебнулась, как минимум, по двум причинам. «В целом по России мы видим следующую тенденцию: на рынок выходят крупные западные игроки. В ближайшее время стоит ожидать экспансии международных сетей электроники. Готовясь к этому, российские федеральные сети идут в регионы, в крупные города-миллионники, в том числе и в Екатеринбург», — считает Рафаэль Шихов.

По его мнению, первая атака федералов на местный рынок, предпринятая несколько лет назад, не достигла желаемого результата. Столичным компаниям мешал недостаток подходящих площадей, которые бы позволили им шире показать свои преимущества. «Сейчас в городе возводится много новых торговых центров. Думаю, уже в следующем году федеральные торговые сети значительно потеснят местных игроков. Региональные сети могут удержаться на рынке, но только в том случае, если правильно выберут стратегию дальнейшего развития. На мой взгляд, сегодня необходимо комплексно подходить к позиционированию и закрепляться в глубине регионов», — полагает дитектор ТС «Кардинал.

Между тем, ряд экспертов полагает, что через 1,5-2 федеральные компании будут контролировать существенную долю рынка. Тем более, что с появлением новых супермаркетов, у них будет больше торговых площадей.

Аналитики отмечают, что на местном рынке в настоящее время мы наблюдаем следующие тенденции: закрытие одиночных магазинов, уход с рынка некоторых компаний, укрупнение торговых сетей за счет поглощений мелких игроков. «Как показывает статистика, количество «отдельно стоящих» магазинов резко сокращается. Постепенно уходят с рынка и небольшие торговые сети. Как правило, магазины либо меняют сферу бизнеса, либо становятся франчайзи крупных федеральных сетей, либо объединяются (последнее происходит реже). Если сказать коротко, то идет тенденция интеграции», — отмечают в компании «Техносила».

Аналитики полагают вероятным, что в ближайшее время могут быть сформированы закупочные альянсы реализаторов бытовой электроники как в пределах городов, так и в масштабах разных регионов. Например, появилась информация о том, что «Эльдорадо» и «М. Видео» могут объединиться в некий закупочный альянс.

«В целом, на сегодняшний день региональные сети в масштабе всей страны занимают достаточно серьезную долю рынка. Производители заинтересованы в том, чтобы подобное распределение сил сохранялось и дальше, они за гармоничное развитие рынка и активное сотрудничество с местными сетями», — отмечает Рафаэль Шихов.

Кроме того, представители местных компаний, реализующих бытовую технику, полагают, что если они выберут правильную политику работы, смогут осуществить комплексный подход к покупателю, у них будет реальный шанс даже без больших торговых площадей.

выводы

Екатеринбургский рынок демонстрирует высокую динамику роста, в связи с чем представляет интерес для федеральных компаний, реализующих бытовую технику. Некоторые аналитики полагают, что этот интерес дополняет и выход на московский рынок иностранных торговых компаний, что влечет «вытеснение» федералов в регионы.

В настоящее время столичные сбытовые компании и екатеринбургские сети конкурируют между собой, деля рынок по общему признанию в соотношении 50 на 50. Однако федеральные сети заведомо обладают более значительными и долгосрочными материальными ресурсами. Это дает им возможность открывать большее количество торговых точек на больших площадях. Кроме того, по мнению ряда аналитиков, они используют свои материальные возможности и для создания многочисленных систем скидок, которые становятся их главным конкурентным преимуществом. Поэтому, полагают участники рынка, доля местных компаний уже через год-два не будет превышать 30%. В то же время существует мнение, что полностью екатеринбургские торговые сети с рынка не уйдут. Они оставят за собой определенное количество потребителей за счет более четкого знания специфики местного рынка, более оперативной реакции на его потребности.


Другие материалы по теме: