Инвестиции в интернет-бизнес: перспективы

Одной из основных проблем, сдерживающих развитие интернет-бизнеса в России, является отсутствие системы мгновенных микроплатежей в сети Интернет.

За последние 10-12 лет интернет-бизнес стал одной из наиболее быстроразвивающихся и капиталоемких отраслей мировой экономики. Совокупная капитализация компаний, занимающихся бизнесом в Интернете, последние 3 года растет более чем на 70% в год. Корпорация «Google», являющаяся на данный момент крупнейшим игроком данного рынка, разместила свои акции на бирже около года назад и за это время подорожала более чем в три раза. Общая стоимость «Google» оценивается экспертами в 80,5 миллиарда долларов США.

В то же время капитализация российских компаний, специализирующихся на работе в сети Интернет – на несколько порядков ниже. Стоимость крупнейших российских поисковых систем «Рамблер» и «Яндекс», по оценкам некоторых аналитиков рынка, составляет около 170 миллионов долларов и 300 миллионов долларов соответственно. Капитализация наиболее посещаемых порталов Свердловской области – сайтов E1 и «Уралфирм» – по мнению экспертов, может составлять порядка 1 млн. долларов.

По мнению руководителя группы web-проектов интернет-портала «Е1» Лидии Третьяковой, низкая капитализация регионального интернет-бизнеса обусловлена, в первую очередь, темпами его развития. «На сегодняшний день инвесторы не считают интернет-порталы привлекательным активом и неохотно вкладывают средства в развитие таких проектов. В результате большая часть проектов существует на собственные средства, развивается за счет тех ресурсов, которые ему удается заработать», – отмечает она.

Рассмотрению проблем развития интернет-бизнеса и перспектив инвестирования средств в данную отрасль экономики в современной России был посвящен состоявшийся 20 октября круглый стол «Перспективы инвестиций в Интернет-бизнес», организованный при поддержке агентства «УралБизнесКонсалтинг».

интернет

Как отмечают эксперты, на данный момент инвесторы не рассматривают российский интернет-бизнес в качестве отрасли экономики, привлекательной для вложений. Связано это, по их мнению, с целым рядом факторов, определяющих современное состояние отечественной интернет-индустрии. Первым из них являются высокие риски, возникающие при вложении средств в данную отрасль.

«Кредитование хозяйствующих субъектов, основная деятельность которых связана с работой в сети Интернет, рассматривается банками как чрезмерно высокорисковый способ размещения средств», – отмечает исполнительный директор ОАО «Банк24.ру» Борис Дьяконов.

«До сих пор вложения в компании, работающие в Интернете, сдерживает память о так называемом крахе «дот-комов». Перед кризисом интернет-индустрия казалась одной из наиболее привлекательных отраслей экономики, на неё буквально пролился «золотой дождь». Но в определенный момент инвесторы поняли, что огромные деньги, вложенные в интернет-проекты, не приносят отдачи, и произошел массовый отток капитала из отрасли и разорение проектов. Кризис, в первую очередь, затронул США, но последствия его были ощутимы и в Москве. Екатеринбурга эта катастрофа тогда не коснулась, главным образом в виду неразвитости региональной инфраструктуры, в то время как в Москве её отголоски слышатся до сих пор», – считает коммерческий директор ЗАО «Уралвестком» Сергей Герштейн.

Другой проблемой является принципиальная непрозрачность данного вида бизнеса для потенциального инвестора.

«Ведение бизнеса в сети Интернет отличается тем, что там вполне реальные деньги платятся за совершенно виртуальные вещи – показ баннеров, посещения, контент. С одной стороны, это привлекает, но с другой – создает определенные риски, связанные с непредсказуемостью рынка, так как очень сложно подсчитать конкретные расходы и доходы от продажи виртуального продукта», – отмечает директор компании «Титансофт» Денис Сергеев.

«Компании, которые научились зарабатывать за счет работы в сети Интернет, закрыты. Мы не знаем, какие у них были начальные инвестиции и за какой срок они окупились. Более того, подсчитать сроки окупаемости и нормы прибыли в этом бизнесе заранее очень сложно, почти невозможно. На данный момент у инвесторов, да и у самих компаний, работающих в Интернете, просто нет методологии, с помощью которой можно было бы подсчитать риски, отдачу от инвестиций, другие экономические параметры», – считает Сергей Герштейн.
Третьим фактором, сдерживающим развитие бизнеса, основанного на использовании возможностей сети Интернет, является ограниченное число пользователей сети, следствием чего становится относительно небольшой платежеспособный спрос. «Для развития интернет-бизнеса необходим массовый спрос, которого в настоящее время мы не наблюдаем, так как большая часть общества еще не готова пользоваться Интернетом или не рассматривает его в качестве серьезного бизнес-инструмента», – полагает директор проекта «Netphoto» Ян Востриков.

прибыль

Однако главным является фактор образования прибыли. По мнению участников рынка, сейчас прибыль формируется не столько за счет организации бизнесов с использованием возможностей сети Интернет, сколько в сфере обслуживания инфраструктуры сети (обеспечение доступа и хостинг сайтов, web-дизайн и подобные услуги).

«На мой взгляд, на данной стадии развития отечественной интернет-индустрии бизнес выгоднее делать не «в Интернете», а «на Интернете». Изготовление и продажа готовых инструментов, таких как сайты, – это развитый и востребованный бизнес. Кроме того, он относительно «реален»: деньги разработчик получает за конкретный продукт», – полагает Денис Сергеев.

«Действительно, обслуживание инфраструктуры сети Интернет – в настоящее время более выгодный и более предсказуемый бизнес. Не случайно сейчас тех, кто «продает лопаты» значительно больше, чем тех, кто «копает золото». И во многом это показательно», – отмечает Сергей Герштейн.

По мнению экспертов, сейчас основными источниками прибыли компаний, строящих свою деятельность на коммерческой эксплуатации возможностей сети Интернет, могут служить размещение в сети рекламных материалов, интернет-торговля и продажа информации (контента).

Реклама в сети (как баннерная, так и контентная) уже стала самостоятельной отраслью бизнеса, существующей по собственным законам. Но данная отрасль мало привлекательна для инвестиций, в первую очередь, в силу собственных особенностей, связанных с необходимостью долгой «раскрутки» ресурса, предшествующей его превращению в прибыльный актив, а также непредсказуемостью этого процесса.

Интернет-торговля, по сути, является off-line-бизнесом, мало чем отличающимся от торговли по каталогам или с помощью «телемагазина». Интернет-магазин, торгующий товарами, исполняет только роль посредника между складом и покупателем и, в смысле оценки инвестиционной привлекательности, зачастую является для коммерческих структур сопутствующим дополнительным бизнесом.

Впрочем, и на пути развития торговли товарами через Интернет до сих пор стоит целый ряд препятствий, не позволяющих ей стать привлекательным объектом для инвестиций. Первым является относительно небольшое количество пользователей подобных услуг и отсутствие у жителей России привычки делать покупки через Интернет. Вторым фактором является отсутствие у создателей магазинов исследованного опыта их продвижения в сети. Так, по словам директора студии web-дизайна «5 среда» Николая Лисина, интернет-магазины часто не приносят запланированной прибыли потому, что их владельцы, предвидя расходы на создание сайта и торговой инфраструктуры, не учитывают необходимость затрат на рекламу и продвижение сайтов в сети Интернет. В результате возникает ситуация, при которой потенциальные клиенты интернет-магазина просто не знают о его существовании и не обладают возможностью получить такую информацию.

В ряду проблем, стоящих на пути развития торговли через сеть, находятся и качество работы интернет-магазинов, и сроки доставки приобретенного в них товара, и достаточно низкий общий уровень клиенториентированности данного бизнеса. «Сейчас люди не доверяют интернет-торговле, так как многие имеют негативный опыт совершения покупок в сети. Многие интернет-магазины не оперативны и не обязательны, на них могут не обновляться прайсы, курьеры могут доставить не тот товар, который был заказан, и из-за этого и формируется негативное общественное мнение, отталкивающее людей от этого вида бизнеса», – считает Ян Востриков.

платежи

Однако главной проблемой, сдерживающей развитие интернет-торговли, является вопрос проведения платежей. На данный момент наиболее распространенными формами оплаты заказанного товара являются расчет с продавцом или оплата заказа посредством банковского перевода. Оба этих способа достаточно трудоемки и неудобны для рядового пользователя сети.

Еще более значимой данная проблема становится в сфере виртуальных продаж, при которых объектом торговли выступает не некий реальный предмет, а контент – файлы, содержащие информацию. Торговля информацией подобного рода возможна только при условии её быстрого, желательно – мгновенного получения, а значит, условием её развития является наличие удобной и быстрой системы платежей. Причем, существенной особенностью этих платежей является их небольшой размер – несколько десятков, редко – сотни рублей.

Традиционными методами организации подобных транзакций являются платежи по пластиковым картам и использование виртуальных платежных систем. Однако и такие способы имеют свои существенные недостатки. Во-первых, это их малая распространенность и невысокая доступность.

«Платежи с помощью виртуальных платежных систем мало распространены. Банковские карты также мало подходят для совершения подобных операций: во-первых, наиболее распространенные карты, такие как VISA-электрон, не поддерживают интернет-платежи, во-вторых, использование дорогой карты, на которой лежит крупная сумма денег, является достаточно высоким и не всегда оправданным риском со стороны покупателя. В-третьих, такой способ оплаты связан с рисками и для продавца: покупатель может отозвать платеж», – отмечает Сергей Герштейн.

«Что касается существующих сегодня систем виртуальных платежей, то большая их часть лежит вне легитимного поля. Пока транзакции через такие системы невелики, государство закрывает на них глаза, но как только оборот по ним возрастет до определенного порога, контролирующие органы возьмутся за исследование подобных систем, и они начнут подвергаться определенному давлению и контролю, что снизит их привлекательность», – отмечает Борис Дьяконов.

«Использование в качестве платежного средства в Интернете пластиковых карт также не является решением проблемы. Во-первых, большая часть карт, выпущенных у нас в стране, принадлежит участниками зарплатных проектов на крупных предприятиях, которые используют их, в основном, для обналичивания зарплаты в банкомате. В то же время работники малого и среднего бизнеса, потенциальные пользователи Интернета, в основном, имею «серую» зарплату. Во-вторых, банковские платежи дороги, и потому не подходят для проведения микротранзакций. Себестоимость провода одного платежа составляет порядка 7-12 рублей. При оплате контента в Интернете на сумму 20 рублей прибыль банка становится мизерной, при платеже в 5 рублей банк работает себе убыток, что ему не интересно. Третья проблема – это скорость проведения средств. Внутри банка это достаточно быстро, в идеале – секунды. Но межбанковские транзакции могут занять сутки. Ни один покупатель контента не будет ждать несколько дней для того, чтобы скачать файл из Интернета», – считает он.

«Одна из причин подобных задержек – избыток процессинговых центров, обеспечивающих проведение подобных платежей. На Западе, например, банки в принципе не содержат собственных процессинговых центров, на всю Великобританию их всего 2, и они обслуживают все карты страны. А у нас только в Екатеринбурге порядка десятка процессинговых центров. Очевидно, что двум центрам Великобритании установить шлюз для передачи данных значительно проще, чем нашим 10-ти. В такой ситуации возможно только два выхода: либо в стране должен существовать один банк, ответственный за мгновенное проведение всех транзакций в рамках единой системы электронных платежей, либо все системы микроплатежей должны будут остаться локальными, реализуемыми на базе каждого отдельного банка», – отмечает исполнительный директор «Банк24.ру».

перспективы

Впрочем, эксперты указывают и на наличие альтернативного способа проведения мгновенных микроплатежей в сети Интернет. Базой для них могут послужить биллинговые центры различных компаний, принимающих платежи от населения. Примером реализации подобных проектов могут служить микроплатежи с абонентских счетов операторов мобильной связи. Точно таким же образом, через биллинговые системы операторов сотовой связи, могут быть реализованы и платежи за пользование контентом в Интернете или приобретение товаров в интернет-магазине.

В то же время, альтернативная система платежей может быть создана и на основе биллинговых центров провайдеров: у них уже имеется система зачисления средств на счет абонента (в то числе и с помощью карточек экспресс-оплаты). Теоретически, может быть разработана схема, позволяющая использовать данные средства для оплаты приобретенного пользователем товара или контента. Однако препятствием на пути создания систем подобного рода может стать отсутствие законодательства, легитимирующего и конституирующего подобные платежи, а также устанавливающего над ними фискальный контроль.

Таким образом, развитие интернет-индустрии и рост её инвестиционной привлекательности напрямую зависит, в том числе, и от решения вопроса создания системы микроплатежей в сети Интернет, как на техническом, так и на законодательном уровне.


Другие материалы по теме: