«Деловой квартал», Анна Вейн пишет: «Вам иностранные менеджеры нужны?»

21 ноября 2005 (10:54)

Московское торговое сообщество стремительно интернационализируется, сообщает газета «КоммерсантЪ». Хедхантеры ищут топ-менеджеров в Европе по заказу сразу 10-15 российских сетей. За опыт и громкое имя предыдущей фирмы столичные ритейлеры готовы платить иностранцу от $500 тыс. до $1 млн в год. Екатеринбургские предприниматели сомневаются в оправданности таких затрат на управленцев для игроков региональных рынков.

Андрей Савинцев, исполнительный директор Екатеринбургского мясокомбината

Пока нет. Первое, что сдерживает, — это стоимость иностранных специалистов. Во-вторых, думаю, что у западных «новобранцев» возникнут проблемы со встраиванием в культуру нашей компании. Даже в Москве я могу назвать всего два случая найма иностранных специалистов в фирмы с профилем, сходным с нашим. Причем это не менеджеры-управленцы, а технологи. Пока нет реальных примеров того, как нужно моделировать процесс интегрирования иностранных менеджеров в предприятие, решиться на это сложно.

Александр Райсих, председатель совета директоров торговой сети «Звездный»

Не нужны. У компании нет необходимого уровня задач, чтобы для их решения нанимать экспатов . Привлекать дорогого специалиста для устранения проблем, которыми сейчас занимается отечественный менеджмент (наведение элементарного порядка и структурирование компании), неэффективно и недешево. Кроме этого, бизнес должен быть готов к переходу на работу по зарубежным принципам. Из сегодняшних лидеров сетевого ритейла в нашем городе ни одно предприятие не работает в соответствии с западными стандартами.

Марина Рожкова, первый проректор Уральского института фондового рынка

Только в качестве консультантов. Приезжая в Россию, иностранцы стараются механически переносить отработанные ими схемы ведения бизнеса на российский менеджмент. Например, специалисты, с которыми мы сотрудничали, предлагали существенно изменить сроки обучения и набор дисциплин, не учитывая требования нашего образовательного стандарта. В условиях российской действительности гибко применять иностранный опыт лучше получается не у зарубежных коллег, а у местных специалистов.

Виталий Попов, коммерческий директор Екатеринбургской стальной компании

Нет. Необходимости в этом не видим. Вполне устраивает качество работы отечественных управленцев. Если перед компанией встанет проблема повышения эффективности труда, нанимать экспата будет целесообразно. В этом случае инвестиции, вложенные в покупку иностранного менеджера, скорее всего, оправдаются. Но тратиться на наем иностранцев для оптимизации бизнеса для нас еще время не пришло.

Антон Воробьев, управляющий партнер консалтинговой группы «ФИНЭКС»

Да. Но день работы западного консультанта стоит 1,5 тыс. евро. Поэтому в Екатеринбурге даже в филиалах всемирно известных консалтинговых фирм работают российские специалисты. Взять в штат консультанта нужного нам уровня мы себе позволить не можем, но вот оплатить его двухнедельный визит к нам вполне в состоянии. В следующем году в нашу компанию приедет специалист из Голландии. Надеемся перенять у него передовые технологии и методики консультирования.

Татьяна Басманова, директор аудиторской группы «Капитал»

Да. Опыт западного консультанта вывел бы фирму на качественно новый уровень. Но иностранец обойдется нам в 2,5-3 раза дороже, чем россиянин на аналогичной позиции, а это не может не отразиться на стоимости наших услуг. Рынок, на котором мы работаем, пока к этому не готов. Так что в ближайшем будущем нанимать иностранного специалиста не планируем. Чтобы не изобретать велосипед, обращаемся к западному опыту, обучаясь у иностранцев и лидеров российского рынка.

Татьяна Мячина, креатив-директор КГ «Афина Паллада»

Нет. Западные тренеры, как правило, специализируются на определенных методиках и работают в соответствии с четко заданными стандартами. Нашу же компанию интересуют люди, способные работать гибко, мобильно и творчески. Нередко тренеру приходится выступать в роли шоумена или аниматора, чтобы активизировать группу и в итоге достигнуть цели обучения. Западный стиль ведения тренингов, с его строгой регламентированностью, в России применим далеко не всегда.


Другие материалы по теме: