Владимир Нечитайлов: Со следующего года количество игроков на рынке энергетических услуг Екатеринбурга и области будет увеличиваться

21 ноября 2005 (13:00)

генеральный директор ООО «КЭСК-Мультиэнергетика» (входит в КЭС-Холдинг) Владимир НечитайловНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил генеральный директор ООО «КЭСК-Мультиэнергетика» (входит в КЭС-Холдинг) Владимир Нечитайлов

— Владимир Юрьевич, как развивается рынок энергетических услуг Екатеринбурга и Свердловской области? Насколько он заполнен? Каковы перспективы его развития?

— На сегодняшний день на рынке энергетических услуг Екатеринбурга и Свердловской области состав участников практически не изменился. Появления новых, сильных в финансовом и административном плане игроков я в настоящее время не вижу. Дальнейшие перспективы развития рынка, в частности в 2006 году, будут зависеть от принятия ряда законодательных актов на федеральном уровне.

— Можно говорить, что на рынке энергетических услуг Свердловской области присутствует конкуренция?

— Энергоснабжение достаточно монополизированный вид деятельности. Государство практически во всех проявлениях регулирует эту сферу. А мы понимаем, что регулируемый бизнес, это не бизнес, а услуга. С точки зрения энергоснабжения, сегодня конкуренция присутствует, наверное, только в технологическом плане, а так же в вопросах приобретения, сдачи в аренду тех или иных энергетических сетей. «Борьба» за получение права собственности или заключение арендного договора на эксплуатацию сетей происходит и сегодня. Я полагаю, что в следующем году она возрастет. Особенно после принятия закона «Об акционировании муниципальных предприятий», а так же вследствие изменений, которые произошли в большой энергетике.

— Как Вы полагаете, будет ли увеличиваться количество игроков на этом рынке? С какой категорией потребителей будут работать новые участники рынка?

— Я уверен, что со следующего года количество игроков на рынке энергетических услуг Екатеринбурга и области будет увеличиваться. В любом новом деле всегда появляется большое число временщиков. Мы наблюдали это на примере банковской сферы и биржевых сделок. Можно вспомнить время, когда в каждом квартале была биржа, и в каждых двух – банк. Сейчас наверняка появится множество фирм, связанных с поставками энергоресурсов, тем более, что законодательство пока не защищает потребителя от недобросовестных компаний. Вышесказанное не относится к сбытовым компаниям, которые будут работать с населением и социальной сферой. Желающих обслуживать эту категорию потребителей пока нет. Это связано с наличием двух основных проблем: первая – фактическое отсутствие или крайне плохое состояние систем учета использования энергии, 80% счетчиков у населения требуют либо замены, либо ремонта; вторая – безответственное отношение потребителя к оплате услуг сбытовых компаний. Поэтому те организации, которые будут приходить на энергетический рынок, скорее всего, сделают ставку либо на обслуживание крупных промышленных потребителей, так как законодательная база по отношению к ним более-менее урегулирована и налажен хороший учет, либо на средних и мелких промышленных потребителей, которые могут собираться в пулы.

— На Ваш взгляд, с какими проблемами приходится сталкиваться энергосбытовым компаниям? Есть ли факторы, мешающие развитию новых компаний?

— Первая проблема, которая встает перед энергосбытовыми компаниями – недоработка законодательных актов, вторая – серьезный износ сетей и систем учета, которые практически отсутствуют по теплу и воде. Сбытовым компаниям с этим приходиться сталкиваться впрямую, так как это их деньги, и их товар, который они должны взвешивать и отпускать.

Если говорить о причинах, по которым новые компании развиваются не так активно, как могли бы, то, в первую очередь нужно назвать отсутствие законодательных актов ограничивающих монополистическую деятельности, во вторую – отсутствие законодательных актов, защищающих инвестиции в создание таких компаний и такого бизнеса, в третьих – нехватку квалифицированных кадров для работы в сфере сбыта электроэнергии.

— Поступали ли в компании Вашего холдинга предложения о сотрудничестве со стороны других энергетических компаний?

– Предложения о поставках энергоресурсов конечно к нам поступали, и будут поступать. В качестве примера можно назвать «Энергомашкорпорация», которая создала свою генерацию. У нас есть и другие независимые от большой энергосистемы генераторы, например ТЭЦ ОАО «НТМК».

На оптовый рынок мы пока не выходили, так как работа на федеральном уровне ставит достаточно высокие требования. Сегодня, субъект, который после «Свердловэнерго» имеет статус и входит в структуру оптового рынка – это ОАО «Свердловэнергосбыт». Соответственно именно у него мы покупаем почти всю энергию.

— Как холдинг относится к появлению новых компаний? Планируете ли Вы предоставлять свои мощности для работы иных компаний, и на каких условиях?

— Так как наш холдинг – частная, бизнесориентированная структура, мы, конечно, заинтересованы в расширении круга потребителей и объемов продаж энергоресурсов. Если на рынке будут появляться компании, которые смогут предложить энергию для нас и наших клиентов по более низким ценам, мы будем это приветствовать.

Так как генерирующие мощности нашей группы компаний, это, прежде всего, тепловые мощности, хотим мы или нет, антимонопольное законодательство при наличии технической возможности обязывает нас заключать договоры поставки, с лицами, имеющими с нашими сетями границы балансовой принадлежности. Гражданский кодекс указывает, что договор о поставках энергоресурсов является публичным документом. Соответственно, для всех потребителей условия предоставления транспорта энергии должны быть одинаковыми.

— На днях министр промышленности, энергетики и науки Свердловской области Владимир Молчанов заявил о том, что правительство области будет убеждать потребителей заключать договоры на приобретение электроэнергии только с ОАО «Свердловэнергосбыт». Как Вы можете прокомментировать данное заявление?

— Я полагаю, что В. Молчанов озвучил коллегиальное решение правительства, на которое оно имеют право, тем более, что исполнительная власть не является стороной по договору. К сожалению, законодательно власть отстранена от заключения договоров, хотя она отвечает в конечном итоге за социальное спокойствие.

Высказывание министра вполне понятно. Для власти, безусловно, выгоднее иметь одного крупного и известного поставщика, чем множество маленьких с непонятной технологией, потому что потребители все равно придут выяснять все вопросы к власти. Поэтому логично, что они уговаривают потребителей, по крайней мере, крупных, подписывать договор поставки электроэнергии с ОАО «Свердловэнергосбыт», так как эта компания давно работает на рынке, имеет свой вес, технологии, программное обеспечение, квалифицированный персонал.

— Как отразится такая позиция министерства на развитии рынка и деятельности Вашей компании?

— На деятельности нашей компании это не как не отразиться, так как «Региональная сетевая компания» является энергоснабжающей организацией, у нее защищены тарифы, сети, которыми она владеет, подходят к тем потребителям, которых она обслуживает. Соответственно она как сторона по договору несет полную, законодательно прописанную ответственность. Все тарифы проходят через РЭК, так что никаких возможностей нажиться на потребителе, там нет. Потребитель нигде не найдет более дешевых услуг, чем у нас.

— Оцениваете ли Вы «Свердловэнергосбыт» как основного конкурента?

— Да. Оцениваем по причинам, которые были указаны выше. Единственное наше преимущество, за счет которого мы с ними конкурируем и с которым начали работу, – это комплексность подхода к энергообеспечению муниципальных образований. Если бы мы ставили самоцелью предоставление электрической или тепловой энергии, практически невозможно было бы решить вопрос конкуренции коммерческих структур на одной территории. Газовики заинтересованы в поставках газа, тепловики в поставках тепла, электрики в поставках электроэнергии. Если это будут компании с разным акционерным капиталом, договориться между собой будет сложно, в то время как, при едином руководстве совокупный эффект от экономии затрат при осуществлении деятельности получается со знаком плюс.


Другие материалы по теме: