«Коммерсантъ», Татьяна Потапенко пишет: «Реклама поймала сеть. Уральский рынок баннеров проявляет темперамент»

24 ноября 2005 (11:52)

Высокие темпы развития русскоязычного Интернета в последнее время делают его привлекательным для рекламодателей. По приблизительным оценкам экспертов, в 2005 году весь оборот рекламы в Рунете составит около $80-90 млн. Около 3% из них приходится на Уральский регион. Рекламный интернет-рынок будет расти и дальше, что связано с низкой себестоимостью продвижения продуктов и услуг и большим количеством контактов с потенциальным потребителем. Но составить полноценную конкуренцию другим видам медиа-рекламы он сможет еще не скоро.

Сегодня существует несколько видов интернет-рекламы: баннеры, rich-media баннеры (Flash, Java, Html, Cgi), текстовые блоки, байрики, рекламные вставки (interstitials), мини-сайты и коллажи. Но самым распространенным рекламным носителем пока является баннер.

«Ъ» Баннер — прямоугольное графическое изображение в формате GIF илиJРG. Он помещается на странице веб-издателя и имеет гиперссылку на сайт рекламодателя. Одной из самых важных характеристик баннера является отношение числа кликов на баннер к числу его показов (так называемый средний отклик). Так, если страница, где размещен баннер, была открыта 1000 раз, а нажали на него и, соответственно, имели шанс попасть на сайт рекламодателя 50 человек, то отклик такого баннера равен 5%. По статистике, средний отклик в WWW составляет порядка 1%.

Как правило, интернет-рекламой занимаются специализированные агентства, фирмы и студии, а также интернет-провайдеры. Наиболее популярными местами для размещения рекламы являются городские или региональные сайты и порталы, электронные СМИ, почтовые серверы и поисковые системы. Как отмечает менеджер интернет-компании «Инсайтер» Владислав Сабанов, уже открываются компании, которые специализируются только на интернет-рекламе, либо только на продвижении сайтов. Интерес к этому бизнесу уже проявляют и такие компании, как «Видео интернешнл», которая с 2006 года начнет продавать рекламные возможности одной из самых посещаемых поисковых систем в Рунете — «Яндекс».

По оценкам аналитиков, в 2005 году весь оборот интернет-рекламы в Рунете составит около $80-90 млн. «При этом основная доля доходов приходится на Москву, ввиду того, что брендовые рекламодатели и основные игроки российского рынка интернет-рекламы сосредоточены именно там», — отмечает директор ООО «Медиа-Компания «Росинтербизнес» Николай Сизов. По его мнению, около 3% доходов приходится на Уральский регион. При этом господин Сизов считает, что с появлением новых популярных интернет-проектов, а также с явным усилением интереса к всемирной сети региональных рекламодателей, на Урале темпы роста будут только усиливаться. «Если доля Интернета в общем рынке рекламы на сегодня равна пока всего лишь 1%, то уже в ближайшие 4-5 лет прогнозируется, что этот показатель составит 5%», — говорит он. Так, по данным менеджеров сайта «Е.1», если в 2004 году рост объемов рекламы по сравнению с 2003 годом составлял 70%, то уже в 2005 году прогнозируется — 100%.

По мнению участников рынка, во многом стремительное развитие рынка Интернет-рекламы связано с тем, что пока это самый дешевый вид продвижения. Так, изготовление баннера занимает несколько дней и стоит от 1,5 тыс. рублей. Оплата услуг размещения зависит от срока: неделя — от 3 тыс. рублей за текстовый или HTML-баннер в одном из разделов сайта и до 36 тыс. рублей за анимированный или статичный баннер на главной странице. Все зависит, конечно, от величины баннера и от места его расположения в разделах сайта. Но в среднем рекламодатель тратит (срок размещения — месяц, городской сайт) около 35-45 тыс. рублей. Для сравнения стоимость рекламного ролика на радио средней длительности (20-30 секунд) стоит около 200 тыс. рублей с учетом его производства.

Эксперты предполагают, что темпы развития интернет-рекламы пойдут на спад не ранее, чем через два года. «К этому времени может наступить насыщение рынка», — считает менеджер «Голден Телеком» Лидия Третьякова. Между тем, эксперты также отмечают, что составить полноценную конкуренцию традиционным видам медиа-средств — телевидению, радио и печатным СМИ, интернет-реклама сможет еще не скоро. Дело в том, что в российском Интернете пока не так много популярных сайтов. Кроме того, всемирная сеть все же обладает весьма специфической аудиторией, охватывающей далеко не все слои населения. Поэтому большинство рекламодателей предпочитает использовать баннеры только как дополнительное продвижение своих товаров и услуг.

Какие бывают баннеры

При изготовлении и размещении баннера на сайте учитывается его содержание и размер в пикселях (точках). Единой системы размеров баннеров не существует, но самые распространенные разновидности:

468 х 60 — Full Banner, или стандартный (он наиболее распространен в виртуальной сети)

234 х 60 — Half Banner, или «половинка» 88 х 31 — Micro Button, или «кнопка» — часто используется не столько как баннер, привлекающий посетителей на сайт рекламодателя, сколько как знак принадлежности к ассоциации, партнерству. Существует отдельная модификация баннера «Ушки». В последнее их время можно встретить на большом количестве новостных сайтов. Они представляют собой все те же прямоугольные баннеры, но их основная задача не рекламировать другие сайты, а привлекать внимание к последним новостям и материалам, появившимся на сервере. 120 х 240 — Vertical Banner и другая его разновидность — «Небоскреб» 160x300

История

Первая интернет-реклама в Рунете появилась в 1996 году. Все началось с возникновения дизайн-студий, которые выполняли заказы на разработку веб-сайтов. Многие клиенты были заинтересованы не только в том, чтобы создать сайт, но и в том, чтобы оповестить общественность о его появлении и привлечь на сайт посетителей, и дизайн-студии стали предоставлять подобные услуги. В конце 90-х в России процент пользователей Интернетом среди населения был небольшим, а самым простым и действенным способом привлечения посетителей на сайт стали баннеры, который дизайн-студии размещали на дружественных разработчику сайтах или баннерных сетях.

Спустя шесть лет количество пользователей всемирной сетью выросло в несколько раз, а Интернет стал для многих не просто средством связи, а источником информации и стилем жизни. Согласно статистике консалтинговой компании J'son & Partners в России на конец 2004 года насчитывалось около 15 млн пользователей Интернетом. Разумеется, что такая массовая аудитория не может остаться незамеченной для производителей товаров и услуг. Благодаря этому в последнее время в виртуальном пространстве активно развивается рекламный рынок.


Другие материалы по теме: