Малый бизнес: проблемы развития
Бюллетень «VIP-консультант» анализирует проблемы, встающие перед субъектами малого предпринимательства.
Статистика показывает, что в странах Европы и северной Америке на малый бизнес приходится до 90-95% всех предприятий и до 20-60% валового национального продукта. Благодаря своей мобильности малое предпринимательство достойно конкурирует с крупными компаниями и холдингами, а благодаря многочисленности является одним из наиболее активных «потребителей» рабочих рук.
В Свердловской области, по данным министерства экономики и труда, доля предприятий малого бизнеса в общем экономическом обороте составляет порядка 30%, доля занятого населения — 16%. В 2005 году темпы роста по объемам производства составили 130%-140%. На всех уровнях представители власти говорят о необходимости увеличивать данные показатели, в том числе за счет средств из областных и муниципальных бюджетов.
В последнее время в Свердловской области действительно наблюдается рост финансирования программ, направленных на развитие малого предпринимательства. По словам заместителя министра экономики и труда Свердловской области Николая Беспамятных, если в 2004 году на эти цели из областного бюджета был выделен 41 миллион рублей, в 2005 году — 61 миллион, то в 2006 году планируется выделить 72 миллиона рублей.
В то же время, представители малого бизнеса отмечают, что финансирование предприятий в большинстве районов Свердловской области производится в недостаточном объеме или не производится вообще. «В бюджетах 85% муниципальных отсутствуют расходы на развитие малого предпринимательства», — считает президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок. По его словам, для создания конкурентной ситуации на рынке, в том числе рынке услуг жилищно-коммунального комплекса, малые предприятия должны получать гораздо большее финансирование, а в малом бизнесе должно быть занято не менее 70% населения.
По мнению Владимира Лобока, законодательство России отстает от нужд предпринимателей, так как для большинства субъектов малого бизнеса остаются недоступными муниципальные заказы. Открыть новое дело сейчас практически невозможно. В основном имеет место диверсификация тех предприятий малого бизнеса, которые были созданы 5-6 лет назад. Выход на рынок жилищно-коммунального хозяйства также закрыт.
«В небольших городах, в отдаленных районах области малый бизнес развит недостаточно, — отмечает президент Свердловского областного Союза среднего и малого бизнеса Анатолий Филиппенков, — 72% субъектов малого предпринимательства Свердловской области работают в Екатеринбурге». «Во многих муниципальных образованиях в настоящее время его развитию препятствует отношение местных властей, представители которых, во многих случаях, просто не понимают, что такое предпринимательство», — отмечает Анатолий Филиппенков.
Кроме того, по словам президента Свердловского областного Союза среднего и малого бизнеса, в отдаленных МО и на так называемых депрессивных территориях формирование малого предпринимательства замедлено и в силу слабой экономической конъюнктуры. «Учитывая, что 45% доходов малый бизнес отдает государству, становление этого вида предпринимательской деятельности становится еще более затруднительным», — отметил Анатолий Филиппенков.
По мнению экспертов, главное, что необходимо сегодня предпринимателям — это технопарки, бизнес-инкубаторы (инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности), средства на первоначальное освоение рынка. Между тем, пока эти программы фактически буксуют.
Пока в Екатеринбурге реализуется проект строительства только одного бизнес-инкубатора. Общая стоимость строительства составляет 18 миллионов рублей. По словам Николая Беспамятных, половина средств на реализацию данного проекта уже перечислена из федерального бюджета. Еще 9 миллионов рублей должна предоставить область. Строительные работы идут на территории унитарного предприятия, находящегося в районе Каменных Палаток. Площадь проекта — 1 тысяча квадратных метров.
«Закон предусматривает, что бизнес-инкубаторы должны находиться в государственной собственности, поэтому строительство осуществляется на основе не частного предприятия. Предполагается, что все работы по реализации проекта будут закончены в конце I — начале II квартала 2006 года», — заявил Николая Беспамятных.
Большие надежды возлагают предприниматели на новый закон, регулирующий деятельность органов местного самоуправления. Как сообщил Владимир Лобок, 1 января 2006 года вступает в силу закон № 131, в котором указано, что доходы от деятельности предприятий малого бизнеса, например единый налог на вмененный доход, будут напрямую поступать в бюджеты муниципальных образований. Это значит, что для поддержания доходности муниципалитеты обязаны будут поддерживать существующих субъектов малого бизнеса. Кроме того, власти окажутся напрямую заинтересованы в развитии этой отрасли предпринимательства, так как именно малый бизнес должен обеспечить основную часть поступлений в муниципальный бюджет. «В связи с вступлением в силу нового законодательства, отношения муниципальной власти и субъектов малого предпринимательства впервые станут экономическими», — отметил Владимир Лобок.
Таким образом, по мнению аналитиков, государственная власть сделала первую попытку заинтересовать муниципальную власть в развитии малого предпринимательства непосредственно методом экономического воздействия. Однако вопрос, сколько средств должны будут затратить муниципалитеты, прежде чем субъекты малого бизнеса действительно начнут представлять собой финансовую основу местных бюджетов, пока остается открытым.
малый бизнес и банки
Актуальным, по мнению аналитиков, остается и вопрос кредитования предприятий малого бизнеса. Банки декларируют свою готовность работать с предпринимателями и предоставляют ассортимент соответствующих кредитных программ. Однако это получение средств на развитие своего дела, как показывает практика, становится реальностью только для компаний, уже работающих на рынке, имеющих свой «стаж» и капитал. Для тех фирм, которые стремятся начать деятельность, кредиты пока фактически недоступны.
«Сегодня, когда очень многие банки активно кредитуют малый бизнес, самая большая проблема во взаимоотношениях банков с предпринимателями состоит в том, что возможности кредитования «start up», то есть тех, кто начинает свое дело «с нуля», для банков крайне ограничены», — считает заместитель управляющего екатеринбургским филиалом ОАО «БАНК УРАЛСИБ» Дмитрий Потурайко.
Эксперты объясняют это тем, что банк на каждый кредит должен зарезервировать определенную сумму. И если банк-кредитор выдает обеспеченный кредит, то сумма резерва выходит минимальной, а если необеспеченный, то банк должен создавать достаточно большой резерв. В такой ситуации банку кредитование «start up» становится экономически крайне невыгодно. Аналитики считают, что банк смог бы выдавать стартовые кредиты малому бизнесу в том случае, если бы изменились нормативные подходы к оценке возвратности кредитов. Пока такой кредит банку будет невыгоден, это направление не будет развиваться.
«Начинающие предприниматели часто не могут предоставить залог или другое обеспечение, ведут расчеты исключительно в наличной форме, в результате получают от банков отказ в выдаче кредита, — заметил Дмитрий Потурайко. — Но следует понимать, что требования банка обоснованы, поскольку под кредиты без обеспечения нормативная база требует от банков создавать очень крупные резервы, в результате стоимость кредита становится слишком высокой, и такой кредит будет невыгоден самому предпринимателю. Кроме того, банк всегда заботится и о возвратности кредита. Малый бизнес, особенно на начальном этапе, подвержен различным рискам, зачастую успех всего предприятия держится на одном человеке. Естественно, банк требует, чтобы возвратность была обеспечена весомыми вещами: залогом, недвижимостью, поручительствами».
По его мнению, опыт европейских стран показывает, что программы кредитования «start up» наиболее эффективно реализуются при помощи специальных фондов с участием государства. Эти фонды не только сами выдают кредиты, но и обеспечивают поручительство начинающим предпринимателям, что позволяет банкам их кредитовать. В России такой опыт тоже есть: например, при Правительстве Свердловской области действует подобный фонд.
По словам директора департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» Алексея Икряникова, перспективы развития программ кредитования малого и среднего бизнеса весьма широки и привлекательны. Данные всероссийского опроса взрослого населения говорят о том, что каждый десятый взрослый россиянин рассматривает для себя возможность предпринимательского старта. В 2004 году объем кредитов, выданных малому бизнесу, составил около 9 миллиардов долларов или 10% от всего совокупного кредитного портфеля банков.
По оценкам экспертов, сегодня потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворена на 20-30%. А потребность в микрокредитах, то есть в кредитах на сумму от 1 до 10 тысяч долларов, — всего на 5-7%.
«В связи с этим Уральский банк Реконструкции и Развития разработал собственную программу кредитования, адаптированную к условиям ведения бизнеса малыми предприятиями и предусматривающую широкий перечень кредитных продуктов в рамках программы, различные виды кредитов и вариантов погашения», — сообщил Алексей Икряников.
выводы
Развитие малого предпринимательства — тема актуальная и обсуждаемая. В то же время ряд проблем, с которыми сталкиваются малые фирмы, остаются нерешенными. Среди них основными являются две: отсутствие «подъемных» средств для начинающих компаний и неразвитость систем поддержки субъектов малого предпринимательства. Банки, с одной стороны, оценили данную форму бизнеса как одну из самых привлекательных, в первую очередь, за счет своей потенциальной многочисленности и мобильности. С другой стороны, малый бизнес не может предоставить необходимых гарантий, достаточных для получения кредитов. Этот вопрос остается актуальным в течение нескольких лет, и, несмотря на появление разнообразных кредитных программ и видимого обилия предложений, действенного решения пока нет.
Поддержка предпринимателей со стороны властей разного уровня, по мнению аналитиков, также остается недостаточной. Эксперты отмечают, что для полноценного развития малого предпринимательства государство должно вложить средства в строительство бизнес-инкубаторов, производственной базы, складских помещений. Иначе малый и средний бизнес под давлением налогового бремени не имеет возможности работать на должном уровне. В настоящее время участники рынка возлагают надежды на новое законодательство, которое, по мнению экспертов, фактически ставит знак равенства между успешным развитием экономики муниципальных образований и малым и средним бизнесом. Таким образом, считают аналитики, в следующем году проблема финансирования объектов, «сопутствующих» становлению предпринимательства, может перейти в разряд решаемых.
Статистика показывает, что в странах Европы и северной Америке на малый бизнес приходится до 90-95% всех предприятий и до 20-60% валового национального продукта. Благодаря своей мобильности малое предпринимательство достойно конкурирует с крупными компаниями и холдингами, а благодаря многочисленности является одним из наиболее активных «потребителей» рабочих рук.
В Свердловской области, по данным министерства экономики и труда, доля предприятий малого бизнеса в общем экономическом обороте составляет порядка 30%, доля занятого населения — 16%. В 2005 году темпы роста по объемам производства составили 130%-140%. На всех уровнях представители власти говорят о необходимости увеличивать данные показатели, в том числе за счет средств из областных и муниципальных бюджетов.
В последнее время в Свердловской области действительно наблюдается рост финансирования программ, направленных на развитие малого предпринимательства. По словам заместителя министра экономики и труда Свердловской области Николая Беспамятных, если в 2004 году на эти цели из областного бюджета был выделен 41 миллион рублей, в 2005 году — 61 миллион, то в 2006 году планируется выделить 72 миллиона рублей.
В то же время, представители малого бизнеса отмечают, что финансирование предприятий в большинстве районов Свердловской области производится в недостаточном объеме или не производится вообще. «В бюджетах 85% муниципальных отсутствуют расходы на развитие малого предпринимательства», — считает президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок. По его словам, для создания конкурентной ситуации на рынке, в том числе рынке услуг жилищно-коммунального комплекса, малые предприятия должны получать гораздо большее финансирование, а в малом бизнесе должно быть занято не менее 70% населения.
По мнению Владимира Лобока, законодательство России отстает от нужд предпринимателей, так как для большинства субъектов малого бизнеса остаются недоступными муниципальные заказы. Открыть новое дело сейчас практически невозможно. В основном имеет место диверсификация тех предприятий малого бизнеса, которые были созданы 5-6 лет назад. Выход на рынок жилищно-коммунального хозяйства также закрыт.
«В небольших городах, в отдаленных районах области малый бизнес развит недостаточно, — отмечает президент Свердловского областного Союза среднего и малого бизнеса Анатолий Филиппенков, — 72% субъектов малого предпринимательства Свердловской области работают в Екатеринбурге». «Во многих муниципальных образованиях в настоящее время его развитию препятствует отношение местных властей, представители которых, во многих случаях, просто не понимают, что такое предпринимательство», — отмечает Анатолий Филиппенков.
Кроме того, по словам президента Свердловского областного Союза среднего и малого бизнеса, в отдаленных МО и на так называемых депрессивных территориях формирование малого предпринимательства замедлено и в силу слабой экономической конъюнктуры. «Учитывая, что 45% доходов малый бизнес отдает государству, становление этого вида предпринимательской деятельности становится еще более затруднительным», — отметил Анатолий Филиппенков.
По мнению экспертов, главное, что необходимо сегодня предпринимателям — это технопарки, бизнес-инкубаторы (инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности), средства на первоначальное освоение рынка. Между тем, пока эти программы фактически буксуют.
Пока в Екатеринбурге реализуется проект строительства только одного бизнес-инкубатора. Общая стоимость строительства составляет 18 миллионов рублей. По словам Николая Беспамятных, половина средств на реализацию данного проекта уже перечислена из федерального бюджета. Еще 9 миллионов рублей должна предоставить область. Строительные работы идут на территории унитарного предприятия, находящегося в районе Каменных Палаток. Площадь проекта — 1 тысяча квадратных метров.
«Закон предусматривает, что бизнес-инкубаторы должны находиться в государственной собственности, поэтому строительство осуществляется на основе не частного предприятия. Предполагается, что все работы по реализации проекта будут закончены в конце I — начале II квартала 2006 года», — заявил Николая Беспамятных.
Большие надежды возлагают предприниматели на новый закон, регулирующий деятельность органов местного самоуправления. Как сообщил Владимир Лобок, 1 января 2006 года вступает в силу закон № 131, в котором указано, что доходы от деятельности предприятий малого бизнеса, например единый налог на вмененный доход, будут напрямую поступать в бюджеты муниципальных образований. Это значит, что для поддержания доходности муниципалитеты обязаны будут поддерживать существующих субъектов малого бизнеса. Кроме того, власти окажутся напрямую заинтересованы в развитии этой отрасли предпринимательства, так как именно малый бизнес должен обеспечить основную часть поступлений в муниципальный бюджет. «В связи с вступлением в силу нового законодательства, отношения муниципальной власти и субъектов малого предпринимательства впервые станут экономическими», — отметил Владимир Лобок.
Таким образом, по мнению аналитиков, государственная власть сделала первую попытку заинтересовать муниципальную власть в развитии малого предпринимательства непосредственно методом экономического воздействия. Однако вопрос, сколько средств должны будут затратить муниципалитеты, прежде чем субъекты малого бизнеса действительно начнут представлять собой финансовую основу местных бюджетов, пока остается открытым.
малый бизнес и банки
Актуальным, по мнению аналитиков, остается и вопрос кредитования предприятий малого бизнеса. Банки декларируют свою готовность работать с предпринимателями и предоставляют ассортимент соответствующих кредитных программ. Однако это получение средств на развитие своего дела, как показывает практика, становится реальностью только для компаний, уже работающих на рынке, имеющих свой «стаж» и капитал. Для тех фирм, которые стремятся начать деятельность, кредиты пока фактически недоступны.
«Сегодня, когда очень многие банки активно кредитуют малый бизнес, самая большая проблема во взаимоотношениях банков с предпринимателями состоит в том, что возможности кредитования «start up», то есть тех, кто начинает свое дело «с нуля», для банков крайне ограничены», — считает заместитель управляющего екатеринбургским филиалом ОАО «БАНК УРАЛСИБ» Дмитрий Потурайко.
Эксперты объясняют это тем, что банк на каждый кредит должен зарезервировать определенную сумму. И если банк-кредитор выдает обеспеченный кредит, то сумма резерва выходит минимальной, а если необеспеченный, то банк должен создавать достаточно большой резерв. В такой ситуации банку кредитование «start up» становится экономически крайне невыгодно. Аналитики считают, что банк смог бы выдавать стартовые кредиты малому бизнесу в том случае, если бы изменились нормативные подходы к оценке возвратности кредитов. Пока такой кредит банку будет невыгоден, это направление не будет развиваться.
«Начинающие предприниматели часто не могут предоставить залог или другое обеспечение, ведут расчеты исключительно в наличной форме, в результате получают от банков отказ в выдаче кредита, — заметил Дмитрий Потурайко. — Но следует понимать, что требования банка обоснованы, поскольку под кредиты без обеспечения нормативная база требует от банков создавать очень крупные резервы, в результате стоимость кредита становится слишком высокой, и такой кредит будет невыгоден самому предпринимателю. Кроме того, банк всегда заботится и о возвратности кредита. Малый бизнес, особенно на начальном этапе, подвержен различным рискам, зачастую успех всего предприятия держится на одном человеке. Естественно, банк требует, чтобы возвратность была обеспечена весомыми вещами: залогом, недвижимостью, поручительствами».
По его мнению, опыт европейских стран показывает, что программы кредитования «start up» наиболее эффективно реализуются при помощи специальных фондов с участием государства. Эти фонды не только сами выдают кредиты, но и обеспечивают поручительство начинающим предпринимателям, что позволяет банкам их кредитовать. В России такой опыт тоже есть: например, при Правительстве Свердловской области действует подобный фонд.
По словам директора департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» Алексея Икряникова, перспективы развития программ кредитования малого и среднего бизнеса весьма широки и привлекательны. Данные всероссийского опроса взрослого населения говорят о том, что каждый десятый взрослый россиянин рассматривает для себя возможность предпринимательского старта. В 2004 году объем кредитов, выданных малому бизнесу, составил около 9 миллиардов долларов или 10% от всего совокупного кредитного портфеля банков.
По оценкам экспертов, сегодня потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворена на 20-30%. А потребность в микрокредитах, то есть в кредитах на сумму от 1 до 10 тысяч долларов, — всего на 5-7%.
«В связи с этим Уральский банк Реконструкции и Развития разработал собственную программу кредитования, адаптированную к условиям ведения бизнеса малыми предприятиями и предусматривающую широкий перечень кредитных продуктов в рамках программы, различные виды кредитов и вариантов погашения», — сообщил Алексей Икряников.
выводы
Развитие малого предпринимательства — тема актуальная и обсуждаемая. В то же время ряд проблем, с которыми сталкиваются малые фирмы, остаются нерешенными. Среди них основными являются две: отсутствие «подъемных» средств для начинающих компаний и неразвитость систем поддержки субъектов малого предпринимательства. Банки, с одной стороны, оценили данную форму бизнеса как одну из самых привлекательных, в первую очередь, за счет своей потенциальной многочисленности и мобильности. С другой стороны, малый бизнес не может предоставить необходимых гарантий, достаточных для получения кредитов. Этот вопрос остается актуальным в течение нескольких лет, и, несмотря на появление разнообразных кредитных программ и видимого обилия предложений, действенного решения пока нет.
Поддержка предпринимателей со стороны властей разного уровня, по мнению аналитиков, также остается недостаточной. Эксперты отмечают, что для полноценного развития малого предпринимательства государство должно вложить средства в строительство бизнес-инкубаторов, производственной базы, складских помещений. Иначе малый и средний бизнес под давлением налогового бремени не имеет возможности работать на должном уровне. В настоящее время участники рынка возлагают надежды на новое законодательство, которое, по мнению экспертов, фактически ставит знак равенства между успешным развитием экономики муниципальных образований и малым и средним бизнесом. Таким образом, считают аналитики, в следующем году проблема финансирования объектов, «сопутствующих» становлению предпринимательства, может перейти в разряд решаемых.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Президент Свердловского областного Союза среднего и малого бизнеса Анатолий ...
- Президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок: Отноше ...
- Заместитель управляющего филиалом ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в Екатеринбурге Дмитри ...
- Президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок: В бюдж ...
- Президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок: Предпр ...