«Деловой квартал», Татьяна Казарина пишет: «Возьмите деньги американских инвесторов!»

16 января 2006 (10:58)

Приток инвестиций зависит не только от государственной политики, но и от позиции российских предпринимателей.

Джон Степанчук, генеральный консул США в Екатеринбурге:

Важна история успеха

В последнее время российско-американское сотрудничество активно развивается. Американские инвесторы приходят в регионы, интересные не только экономическим потенциалом и наличием сырья для производства. Они также смотрят на стабильность политической ситуации, диверсификацию производства, развитость инфраструктуры.

В нашем консульском округе есть примеры успешного сотрудничества. Уже не первый год в Екатеринбурге работают всемирно известные компании Ernst&Young, Carterpillar, Pepsi, Coca-Cola. В прошлом году об открытии здесь офисов объявили AIG и Hewlett Packard. AIG также открывает офис в Челябинске. Американская компания Penetron проинвестировала строительство первой линии завода по выпуску гидроизоляционных материалов и открыла завод в Екатеринбурге весной 2005 г. А компания Emerson Electric успешно сотрудничала с челябинской компанией «Метран» с середины 90-х гг. Продукция «Метран-Emerson» теперь известна не только в России, но и за ее пределами. Это пример взаимовыгодного сотрудничества, когда российское предприятие продает на Запад свои инженерные решения, американская же компания инвестирует средства как в производство, так и в развитие человеческого потенциала — более $300 тыс. вложено в обучение студентов на базе Южно-Уральского политехнического университета.

Челябинская область стала хорошим примером сотрудничества администрации губернатора и иностранных инвесторов. Чиновники администрации оказали компании Carbo Ceramics непосредственную помощь в преодолении бюрократических препон, что позволило в течение года с момента прихода компании в область начать строительство завода по выпуску керамического песка для нефтегазовой отрасли. Объем первоначальных инвестиций составит $32 млн и будет расти в соответствии с потребностями рынка.

Успешно работают совместные предприятия в Удмуртии и Перми, в богатой нефтью Тюменской области и автономных округах. Американская компания York International в ближайшее время поставит холодильное и компрессорное оборудование на сумму более $1 млн для пивоварни «Очаково», расположенной в городе Тюмени.

Для иностранных компаний очень важно наличие «историй успеха» в регионах, куда они приходят, важно понимать правила ведения бизнеса и ощущать участие местных властей в решении текущих проблем. Хорошим источником информации для наших компаний, которые стремятся наиболее эффективно работать в регионах России, служит Американская торгово-промышленная палата. Консульство США на Урале, в свою очередь, выполняет роль путеводителя, чтобы американские инвесторы не сбились с пути и нашли достойных партнеров. Наши сотрудники активно работают с Департаментом коммерции при посольстве США в Москве, помогая наиболее эффективно представлять интересы американских компаний на Урале.

Что ждут иностранные инвесторы от государства…

Наряду с успехами и удачами, до сих пор остаются вопросы, которые требуют скорейшего решения для активного привлечения зарубежных инвесторов в российские регионы. В России все еще остро стоит проблема несоблюдения прав интеллектуальной собственности. Надо отметить, что уже многое сделано в сфере реформирования законодательства, но этого недостаточно. Необходимо принять реальные меры по прекращению производства и продажи пиратских видео— и аудиопродуктов, компьютерных программ. А производство пиратских медикаментов уже принесло немало бед населению России.

Я недавно встречался с представителями американских компаний и в Екатеринбурге, и в Челябинске. Все они указали на одни и те же факторы, которые сдерживают приток иностранного капитала на Урал:

• часто меняющееся налоговое законодательство;

• коррупция на всех уровнях административной власти;

• проблемы регистрации иностранных граждан и их имущества;

• невозврат НДС (VAT);

• отсутствие налоговых льгот на региональном уровне;

• проблемы получения землеотводов и дороговизна офисных площадей;

• несоблюдение прав интеллектуальной собственности;

• нехватка квалифицированных менеджеров.

Несмотря на эти проблемы, американские компании продолжают проявлять огромный интерес к России. Поэтому многое зависит и от позиции самих российских предпринимателей. Хочу отметить, что непрозрачность бизнеса, особенно малого и среднего, отсутствие информации о потенциальных объектах инвестирования серьезно сдерживают приток капиталовложений.

Кроме того, зачастую у российских и американских компаний разные взгляды на ведение совместного бизнеса. Российские предприниматели ожидают долгосрочных инвестиций, в то время как американские хотят быстрого оборота своих средств. Около 60% американских компаний — это предприятия малого и среднего бизнеса, у которых нет дополнительных ресурсов для долгосрочного инвестирования. Но они могут повлиять на развитие определенных секторов российской экономики. Особенно их интересует сотрудничество в таких сферах, как строительство, производство продуктов питания, телекоммуникации, консалтинговые и инвестиционно-финансовые услуги, управление гостиничным и туристическим бизнесом и, безусловно, франчайзинг.

мнение за

Анатолий Филиппенков, президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса:

— В мире вращается огромное количество денег, предназначенных именно для инвестиций в развивающийся бизнес. В зарубежных фондах аккумулировано, по разным оценкам, до миллиарда долларов. И эти фонды активно ищут объекты инвестирования. К сожалению, российские предприниматели, действительно, в большинстве своем пока не готовы взять эти деньги. Многие владельцы малых и средних предприятий не умеют даже грамотно составить бизнес-план, оценить риски. Прозрачность бизнеса, информационная и инвестиционная политика для них понятия далекие. Месяц назад на нашей конференции мы как раз обсуждали, насколько трудно получить грант на внедрение инноваций. Выступал представитель государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Эта организация вот уже 11 лет выделяет средства на поддержку малых инновационных предприятий — без возврата и налогов. Увы, немногие соискатели могут выполнить все требования, а ведь они вряд ли жестче, а в некоторых программах гораздо лояльнее, чем у иностранных инвесторов.

мнение против

Евгений Липович, генеральный директор Екатеринбургского завода керамических изделий:

— Не разделяю мнения о существовании в России серьезных препятствий для иностранных инвесторов. Высказанные пожелания в части государственной политики и позиции владельцев малого и среднего бизнеса во многом справедливы, но негативные факторы преодолимы — было бы желание. Это подтверждает и наш опыт. Сегодня в нашей отрасли мы — одно из самых привлекательных российских предприятий, так что предложения о его продаже (организовать скупку акций) поступают регулярно, в том числе и от иностранцев. Но я на это не иду — есть масса причин, а главная — жалко отдавать свое. Но зато мы привлекаем иностранных инвесторов для организации производства смежной продукции. Один из цехов сдали в аренду итальянской компании, которая после реконструкции будет изготавливать там технологическую оснастку для основного производства — пока ее закупают в Италии. Другая итальянская компания будет делать сиденья для унитазов из хорошего жесткого пластика — сегодня мы его тоже покупаем за рубежом. На заводе решают вопрос о передаче в аренду линии по изготовлению поддонов и картонной тары и ищут инвесторов для производства расходных материалов, в частности, идут переговоры с предпринимателями из КНР.


Другие материалы по теме: