«Уральский рабочий», Юлия Санатина пишет: «Урожай, не дорожай! Ожидая низкий сбор зерна осенью, цену на него поднимают весной»

28 марта 2006 (10:56)

Не успели мы привыкнуть к повысившимся с начала марта ценам на хлеб, как производители этого важнейшего продукта питания пообещали новый неприятный сюрприз: в следующем месяце стоимость буханки может вновь подскочить — еще процентов на десять.

Это действительно похоже на первоапрельскую шутку: как заявил представителям средств массовой информации заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Лацков, причина второго за нынешнюю весну вздорожания хлеба — это... суровая зима. То есть не успели озимые на Урале выпростаться из-под снежного покрывала, как их уже записали в число павших в неравном бою с морозом?

Конечно, местные озимые особого влияния на стоимость нашей потребительской корзины не оказывают: в силу климатических условий лишь десятая часть выращиваемого в Свердловской области зерна — продовольственное. Львиную долю сырья для хлебопечения, производства макаронной продукции мы завозим, причем не только зерно, но и муку, по импорту которой область занимает первое — второе место среди регионов России. В год область потребляет от 230 до 250 тысяч тонн продовольственной муки, из них лишь 80 тысяч тонн поставляют местные производители.

Прогнозы на будущий урожай в целом по России действительно ниже прошлогоднего уровня, хотя и выше среднего. По данным Росгидромета, плохое состояние озимых зерновых культур этой весной ожидается на площади 2,5—2,8 млн гектаров — это 18—20 процентов посевов (средний показатель —

11,8 процента). Однако уже в марте первоначальный, более пессимистичный прогноз был скорректирован в лучшую сторону: например, на полях главной российской житницы, Кубани, посевы повреждены лишь на 6—8 процентах площадей. Хуже всего придется Башкортостану, где погибло около половины озимых.

Впрочем, как говорится, еще не вечер: в конце концов, вдруг урожай яровых будет рекордным? А на самом деле отнюдь не количество собранного зерна играет главную скрипку в конечной цене буханки хлеба.

Как сообщил на совещании предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности, прошедшем в минувшую пятницу в Екатеринбурге, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Лацков, с 2003 по 2005 год средние цены на хлеб из муки первого сорта выросли на 62,6 процента, из муки смешанной валки — на 56,8 процента. Этот темп аграрное начальство области считает сравнительно медленным, поскольку доходы населения и затраты на производство хлеба росли в этот период быстрее.

С моей точки зрения, было бы корректнее сравнивать рост цен на хлеб не с динамикой доходов некоего абстрактного населения, среди которого встречаются как малоимущие, так и олигархи. А хотя бы с изменением величины пенсий, ведь именно для пожилых граждан хлеб является одним из основных продуктов питания. Средний размер пенсии, согласно данным минсоцзащиты, с 2003 по 2005 год изменился с 1767 до 2539 рублей, то есть на 43,7 процента. Так что по кошельку пенсионера подорожавшая с начала года на 21 процент буханка бьет, прямо как из пушки. Хотя С. Лацков и выразил надежду на то, что в течение нынешнего года цена хлеба больше не изменится, гарантировать это не может никто.

По данным областного минсельхоза, ключевые факторы, повлиявшие на стоимость хлеба, таковы: рост цен на энергоносители (более 15 процентов с 1 января 2006 года), рост цен на муку (20 процентов с 1 марта), увеличение транспортных расходов вследствие подорожания горюче-смазочных материалов (около 15 процентов) и резкий скачок цен на вспомогательное сырье в феврале 2006 года.

Что касается муки, туг калькуляция такова: по словам генерального директора ОАО «Екатеринбургский мукомольный завод» Владимира Спицина, зерно составляет более 70 процентов в стоимости продукции предприятия, а тонна продовольственной пшеницы 3-го класса с осени подорожала с 3,5 до 4 тысяч рублей. Это зерно местных производителей, которого минувшей осенью удалось закупить не более 8 тысяч тонн: вот уже весна на дворе, а крестьяне зернышко придерживают, ждут более удачной для себя рыночной конъюнктуры. У аграриев Омской области можно было купить пшеницу по 1,6—1,8 тысячи за тонну, но сейчас туда ринулись перекупщики с Алтая, из Новосибирска, и пшеничка подпрыгнула до 4,2—4,4 тысячи рублей. Да еще и транспортные расходы этом случае составляют от семисот до тысячи рублей на тонну муки.

Ближе к лету, прогнозируют мукомолы, цена дойдет до 5 рублей за килограмм, а там не исключено повторение ситуации 2003 года, когда стоимость зерна доходила до 7 рублей, а муки — до 10 рублей за килограмм. И это, заметьте, после рекордного урожая 2002 года! Примечательно и то, что впоследствии цена упала и, скажем, весь 2005 год держалась на уровне от 3-х до 4-х рублей за килограмм, но вот хлебушек что-то никак не дешевеет.

Надо отметить, что государственная поддержка предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности увеличилась за этот период с 76 млн рублей в 2003 году до 236 миллионов в 2005-м. Столько же запланировано и на текущий год, причем впервые областной бюджет будет субсидировать кредиты на инновационное перевооружение производства. А вот будут ли нынче зерновые интервенции, с помощью которых государство могло бы держать в узде цены на зерно, пока не ясно.

В последние два года в отрасли наметились интеграционные процессы. Во-первых, было реорганизовано областное государственное унитарное предприятие «Агентство по развитию рынка продовольствия Свердловской области» (в этот холдинг вошли десять хлебокомбинатов). Кроме того, создан холдинг в Нижнем Тагиле, объединивший производство муки, хлеба и торговлю им. Как говорит генеральный директор ООО «АПХК «Тагилхлеб» Станислав Бойко, после вступления России в ВТО возможна экспансия иностранного капитала в хлебную отрасль, и нам нужно быть к этому готовыми, в том числе совершенствовать производственные технологии. Правда, вряд ли хлебные монополисты будут работать на понижение цен. Хотя надо отметить, что «Тагилхлеб» намеревается включить в свою структуру и первичное звено — производящие зерно хозяйства. Может быть, таким образом хлебопекам удастся обеспечивать свое производство относительно недорогим сырьем?

Пока что результаты «хлебной политики» государства в Свердловской области таковы: расширяется ассортимент, увеличивается выпуск хлеба со всевозможными полезными добавками, а также кондитерских изделий, однако в целом потребление хлеба, а соответственно и его производство, снижается. Особенно — дешевых, «народных» сортов.

цифры

В Свердловской области работает 5 мукомольных предприятий, 32 крупных и средних хлебозавода и хлебокомбината. Кроме того, выпечкой хлеба занимаются 30 предприятий потребкоопераций и 254 мини-пекарни.

Из 32 хлебокомбинатов 22 — с долей государственной собственности. В 2005 году 21 предприятие снизило объем производства. В среднем хлеба и хлебобулочных изделий произведено на 5,5 процента меньше, макаронных изделий — на 8,9 процента меньше, чем в 2004 году. Производство муки снизилось на 21 процент.


Другие материалы по теме: