Государственная Дума РФ планирует ввести краткосрочные финансовые инструменты
19 апреля 2006 (10:00)
Государственная Дума РФ планирует внести изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в частности в отношении рынка краткосрочных финансовых инструментов.
Определяя краткосрочные финансовые инструменты как биржевые облигации, не предоставляющие их владельцам (держателям) иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости в срок не позднее 12 месяцев с даты начала размещения, законопроект закрепляет упрощенную процедуру эмиссии таких облигаций, предусматривая возможность ее осуществления без государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска облигаций и без регистрации проспекта облигаций.
Законопроект предусматривает уведомительные порядки информирования фондовой биржей федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о допуске биржевых облигаций к торгам и о завершении размещения указанных облигаций.
В целях защиты прав и законных интересов инвесторов выпускать биржевые облигации смогут только публичные компании — российские открытые акционерные общества, акции которых прошли процедуру листинга на фондовой бирже, и в силу этого отвечающие требованиям по раскрытию информации о своей финансово-хозяйственной деятельности. Законопроект предусматривает, что размещение и обращение таких облигаций ограничивается проведением торгов на фондовой бирже.
Кроме того, законопроект устанавливает иные особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций, связанные с отсутствием государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска таких облигаций, а также отсутствием регистрации проспекта таких облигаций.
«Конечно, изменения в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» — очень своевременные меры со стороны законодателей. Правила игры установленные финансовыми властями вывели с рынка мошенников, выпускающих псевдо финансовые инструменты, не покрытые материальными активами. К сожалению, эти правила игры жестко зафиксированные, позволили регулятору извлекать из этого доход. ФКЦБ обросла уполномоченными компаниями по организации выпуска облигационных займов, которые, по сути, являлись лишь управляющими, а конечными бенефициарами были все те же работники ФКЦБ. Упрощение и предоставление некоторого диапазона действий эмитентам для выпуска инструментов по пополнению оборотного капитала позволит привлечь широкий круг потенциальных владельцев капиталов — физических лиц, которые получат альтернативный источник сохранения собственного капитала. С другой стороны, компании с периферии наконец-то активизируют свои действия по привлечению капитала» — заявил УрБК Генеральный директор ЗАО ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.
«Востребованность краткосрочных кредитов очень высока, огромная масса денежных средств давит на рынок, это явно видно по величине фондового индекса России, который показывает исторические максимумы. Рынку нужны инструменты — убежище для консервативных вложений. Все важные положительные события для России уже заложены в акциях первого эшелона, а второй эшелон, к сожалению, имеет огромные спрэды, и войдя однажды во второй эшелон можно надолго «увязнуть» в таких бумагах. Свидетельство долга, да ещё на короткий период вложения до одного года — очень привлекательны» — сообщил В. Чащин
«Круг потенциальных эмитентов — это компании с выручкой до 500 млн. рублей, но этот показатель необходимо рассматривать в комплексе, а именно — с прибылью до налоговых и процентных платежей (EBIT). Этот показатель — ориентир для кредиторов по уплате и способности обслуживать облигационные займы. И конечно EBIT нужно брать за три последних года. Что касается видов деятельности, то эти займы интересны для компаний обладающих высокой оборачиваемостью активов, как-то: операционным и денежных циклом. Для сектора потребительских услуг, учебных образовательных учреждений, строительного сектора, промысловой отрасли. В этих отраслях возникает вероятность большого кассового разрыва, услуги являются узкоспециализированными, товар обладает высокими потребительскими свойствами, а доля переменных издержек, включая и материалов в общих издержках высока. В особенности эти поправки благоприятно скажутся на деятельности строительных кооперативов, ипотечных агентств, ведь появится возможность рефинансировать приобретенные закладные или уже заключенные договора долевого участия», — заявил В. Чащин.
«Возможность применением данных мер расширять числа участников на открытых площадках зависит от того, пойдут ли на это сами организаторы торгов. Инфраструктура есть, но не переместиться ли жесткий контроль со стороны работников ФКЦБ на уровень экспертов открытой площадки. По общему мнению, издержки фондовой инфраструктуры высоки. Экспертиза документов — $ 1500. А где есть вероятность, что экспертиза даст положительный ответ? Плата за листинг для включения в биржевую ведомость составляет столько же, сумма этого платежа обоснована, а экспертиза должна иметь минимальную оплату. Есть опасения — как бы те меры, что принимают законодатели, не были поглощены монопольным положением инфраструктурных организаций, за счет увеличения сборов и платежей, связанных с упрощенной регистрацией новых эмиссий» — добавил В.Чащин.
«Краткосрочные финансовые инструменты, которые предлагает ввести Государственная Дума, имеют свой зарубежный аналог — «commercial paper». Дело в том, что на сегодняшний день заимствование через выпуск облигаций подходит далеко не для всех компаний. Во-первых, требуется очень высокий объем эмиссии — нереально выпустить облигационный займ менее чем на 500 млн. руб. Таково требование рынка, которое сложилось для бумаг от трех и более лет. Это связано с тем, что часть покупателей облигаций — это банки или пенсионные фонды, которые действуют по принципу «купил и держу до погашения». Таким образом, если выпустить слишком маленький объем, то не будет так называемого «free float», то есть облигаций в свободном обращении и не будет котировок их на вторичном рынке. А это осложняет жизнь инвесторов. Для банков, которые покупают и держат бумаги и не собираются их до повышения продавать, тем не менее, очень важно наличие вторичного рынка, то есть подтверждение рыночных котировок облигаций. Примерно половина таких облигаций оседает у долгосрочных инвесторов, а половина должна ходить в free float, который должен быть примерно 200 млн. руб. Поэтому и возникает такая сумма. 500 млн. руб. Для многих предприятий, особенно региональных, такой объем не нужен – их устроит несколько десятков миллионов рублей. И сегодня они на рынок корпоративных облигаций выйти не могут по причине этого порога», — рассказал УрБК директор Уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.
«Вторая причина, по которой немногие компании выпускают сегодня корпоративные облигации — это достаточно трудоемкая процедура регистрации эмиссии, которая занимает от полугода до года, и при этом достаточно дорогостояща для эмитентов. Чтобы эту проблему решить, чтобы дать возможность средним предприятиям эмитировать облигации и в то же время предоставить инвесторам некие краткосрочные инструменты, водится этот аналог «commercial paper», — отметил К. Селянин.
«Срок обращения краткосрочных облигаций около года, предусмотрен упрощенный порядок регистрации, то есть фактически регистрацию будет проводить не ФСФР, а биржа. Регистрация в ФСФР будет иметь уведомительный характер. При этом такая процедура будет занимать до месяца», — отметил К. Селянин.
«Фактически, заимствовать на этом рынке смогут небольшие предприятия, причем по ставкам, более приемлемым для них, то есть это для них будет некая альтернатива банковским кредитам. Инвесторы получат краткосрочный инструмент, доходность по которому будет несколько выше, чем по стандартным, долгосрочным облигациям. Это будет способствовать увеличению круга участников этого рынка», — заключил К. Селянин.
Определяя краткосрочные финансовые инструменты как биржевые облигации, не предоставляющие их владельцам (держателям) иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости в срок не позднее 12 месяцев с даты начала размещения, законопроект закрепляет упрощенную процедуру эмиссии таких облигаций, предусматривая возможность ее осуществления без государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска облигаций и без регистрации проспекта облигаций.
Законопроект предусматривает уведомительные порядки информирования фондовой биржей федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о допуске биржевых облигаций к торгам и о завершении размещения указанных облигаций.
В целях защиты прав и законных интересов инвесторов выпускать биржевые облигации смогут только публичные компании — российские открытые акционерные общества, акции которых прошли процедуру листинга на фондовой бирже, и в силу этого отвечающие требованиям по раскрытию информации о своей финансово-хозяйственной деятельности. Законопроект предусматривает, что размещение и обращение таких облигаций ограничивается проведением торгов на фондовой бирже.
Кроме того, законопроект устанавливает иные особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций, связанные с отсутствием государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска таких облигаций, а также отсутствием регистрации проспекта таких облигаций.
«Конечно, изменения в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» — очень своевременные меры со стороны законодателей. Правила игры установленные финансовыми властями вывели с рынка мошенников, выпускающих псевдо финансовые инструменты, не покрытые материальными активами. К сожалению, эти правила игры жестко зафиксированные, позволили регулятору извлекать из этого доход. ФКЦБ обросла уполномоченными компаниями по организации выпуска облигационных займов, которые, по сути, являлись лишь управляющими, а конечными бенефициарами были все те же работники ФКЦБ. Упрощение и предоставление некоторого диапазона действий эмитентам для выпуска инструментов по пополнению оборотного капитала позволит привлечь широкий круг потенциальных владельцев капиталов — физических лиц, которые получат альтернативный источник сохранения собственного капитала. С другой стороны, компании с периферии наконец-то активизируют свои действия по привлечению капитала» — заявил УрБК Генеральный директор ЗАО ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.
«Востребованность краткосрочных кредитов очень высока, огромная масса денежных средств давит на рынок, это явно видно по величине фондового индекса России, который показывает исторические максимумы. Рынку нужны инструменты — убежище для консервативных вложений. Все важные положительные события для России уже заложены в акциях первого эшелона, а второй эшелон, к сожалению, имеет огромные спрэды, и войдя однажды во второй эшелон можно надолго «увязнуть» в таких бумагах. Свидетельство долга, да ещё на короткий период вложения до одного года — очень привлекательны» — сообщил В. Чащин
«Круг потенциальных эмитентов — это компании с выручкой до 500 млн. рублей, но этот показатель необходимо рассматривать в комплексе, а именно — с прибылью до налоговых и процентных платежей (EBIT). Этот показатель — ориентир для кредиторов по уплате и способности обслуживать облигационные займы. И конечно EBIT нужно брать за три последних года. Что касается видов деятельности, то эти займы интересны для компаний обладающих высокой оборачиваемостью активов, как-то: операционным и денежных циклом. Для сектора потребительских услуг, учебных образовательных учреждений, строительного сектора, промысловой отрасли. В этих отраслях возникает вероятность большого кассового разрыва, услуги являются узкоспециализированными, товар обладает высокими потребительскими свойствами, а доля переменных издержек, включая и материалов в общих издержках высока. В особенности эти поправки благоприятно скажутся на деятельности строительных кооперативов, ипотечных агентств, ведь появится возможность рефинансировать приобретенные закладные или уже заключенные договора долевого участия», — заявил В. Чащин.
«Возможность применением данных мер расширять числа участников на открытых площадках зависит от того, пойдут ли на это сами организаторы торгов. Инфраструктура есть, но не переместиться ли жесткий контроль со стороны работников ФКЦБ на уровень экспертов открытой площадки. По общему мнению, издержки фондовой инфраструктуры высоки. Экспертиза документов — $ 1500. А где есть вероятность, что экспертиза даст положительный ответ? Плата за листинг для включения в биржевую ведомость составляет столько же, сумма этого платежа обоснована, а экспертиза должна иметь минимальную оплату. Есть опасения — как бы те меры, что принимают законодатели, не были поглощены монопольным положением инфраструктурных организаций, за счет увеличения сборов и платежей, связанных с упрощенной регистрацией новых эмиссий» — добавил В.Чащин.
«Краткосрочные финансовые инструменты, которые предлагает ввести Государственная Дума, имеют свой зарубежный аналог — «commercial paper». Дело в том, что на сегодняшний день заимствование через выпуск облигаций подходит далеко не для всех компаний. Во-первых, требуется очень высокий объем эмиссии — нереально выпустить облигационный займ менее чем на 500 млн. руб. Таково требование рынка, которое сложилось для бумаг от трех и более лет. Это связано с тем, что часть покупателей облигаций — это банки или пенсионные фонды, которые действуют по принципу «купил и держу до погашения». Таким образом, если выпустить слишком маленький объем, то не будет так называемого «free float», то есть облигаций в свободном обращении и не будет котировок их на вторичном рынке. А это осложняет жизнь инвесторов. Для банков, которые покупают и держат бумаги и не собираются их до повышения продавать, тем не менее, очень важно наличие вторичного рынка, то есть подтверждение рыночных котировок облигаций. Примерно половина таких облигаций оседает у долгосрочных инвесторов, а половина должна ходить в free float, который должен быть примерно 200 млн. руб. Поэтому и возникает такая сумма. 500 млн. руб. Для многих предприятий, особенно региональных, такой объем не нужен – их устроит несколько десятков миллионов рублей. И сегодня они на рынок корпоративных облигаций выйти не могут по причине этого порога», — рассказал УрБК директор Уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.
«Вторая причина, по которой немногие компании выпускают сегодня корпоративные облигации — это достаточно трудоемкая процедура регистрации эмиссии, которая занимает от полугода до года, и при этом достаточно дорогостояща для эмитентов. Чтобы эту проблему решить, чтобы дать возможность средним предприятиям эмитировать облигации и в то же время предоставить инвесторам некие краткосрочные инструменты, водится этот аналог «commercial paper», — отметил К. Селянин.
«Срок обращения краткосрочных облигаций около года, предусмотрен упрощенный порядок регистрации, то есть фактически регистрацию будет проводить не ФСФР, а биржа. Регистрация в ФСФР будет иметь уведомительный характер. При этом такая процедура будет занимать до месяца», — отметил К. Селянин.
«Фактически, заимствовать на этом рынке смогут небольшие предприятия, причем по ставкам, более приемлемым для них, то есть это для них будет некая альтернатива банковским кредитам. Инвесторы получат краткосрочный инструмент, доходность по которому будет несколько выше, чем по стандартным, долгосрочным облигациям. Это будет способствовать увеличению круга участников этого рынка», — заключил К. Селянин.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Государственная Дума РФ планирует ввести краткосрочные финансовые инструмен ...
- Государственная Дума РФ планирует ввести краткосрочные финансовые инструмен ...
- Директор Уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин: Введение ...
- Генеральный директор ЗАО ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин: поправки ...
- Совет Федерации РФ одобрил закон о биржевых облигациях