«Уральский рабочий», Игнат Ребров. Лев Кощеев пишут: «Гладко было на бумаге?»

20 апреля 2006 (10:54)

Закон, начавший действовать в этом году, уже пытаются перекроить

К реформе местного самоуправления готовились фактически с начала XXI века. Но лишь с января нынешнего года на территории Свердловской области начал действовать федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Причем в отдельных субъектах Российской Федерации этот документ пока лишь приняли к сведению, поскольку территории попросту не были готовы к его реализации. Но столь прогрессивный регион, как Средний Урал, принял закон как руководство к действию, то есть привел региональное законодательство и муниципальные уставы в соответствие с законом, перераспределил полномочия между местной и региональной властью, изменил и формирование бюджета.

Но в начале апреля в Госдуму РФ, совсем недавно принявшую данный закон, был внесен пакет поправок в него, причем поправок весьма радикальных. Речь пошла о возможности лишения муниципалитетов крупных городов ключевых полномочий с передачей их региональным властям.

Орловская дуга

Импульсом для законодательных корректировок называют коррупционный скандал в Орле, где девять видных чиновников уличены во взятках. Пятеро из них уже дали подписки о невыезде, четверо находятся под стражей. В списках арестованных — начальник областного управления строительства, глава городского управления архитектуры, глава отдела гражданской защиты.

Так появился повод говорить, что сегодня практически нет выхода из ситуации, когда группа ключевых чиновников мэрии погрязла в коррупции, а мэр ничего не желает с этим сделать. Ведь по закону муниципалитет практически автономен и подотчетен только избравшим мэра горожанам. В отличие, скажем, от губернатора, который является частью вертикали государственной власти. Как выход и предлагается механизм экстренного введения «прямого губернаторского правления», которое может распространяться и на регулирование торговли в городе, и «а контроль землепользования.

Правда, если разобраться, механизм «осаживания» недобросовестных губернаторов тоже весьма сложен. По своему статусу они вправе не слушать указания региональных подразделений федеральных структур. А то, как может быть произведен отзыв губернатора, и вовсе никто не представляет. О том же, как ни парадоксально, говорит и отсутствие связанных с «регионалами» коррупционных скандалов — правоохранительные структуры попросту боятся их трогать.

Так почему же по тем же земельным вопросам конфликты с мэрами административных центров сплошь и рядом (взять соседний Челябинск), а про аналогичные конфликты с областными структурами как-то не слыхать? Эксперты убеждены, что дело тут вовсе не в гипотетической «чистоте рядов» региональной власти. Просто в руках этого властного уровня в любом регионе такая власть, что публично ссориться с ней никому не приходит в голову. Тихо и спокойно землю и все остальное от нее получают крупные структуры, которые сумели «наладить отношения» с чиновниками. Прочие и не суются. А вот разговаривать на равных с муниципальной властью считает себя вправе любой владелец ларька. И потому, даже когда застройщику отказывают в полном соответствии с законом, он не боится встать в позу обиженного.

С другой стороны, по новому земельному законодательству самые лакомые землеотводы — действительно в руках муниципалов. Отсюда и непрекращающийся поток законодательных инициатив регионального уровня, пытающихся вывести из-под местной власти те или иные земли. То предлагают передать регионалам право единолично наделять земли статусом лесопарков или лишать (т. е. фактически получать в свое ведение любой участок земли), то аналогичные игры начинаются со статусом «земель сельскохозяйственного назначения».

Теперь налицо попытка решить вопрос, так сказать, «в принципе» — дать региональным властям в любой момент брать на себя право распоряжения всеми землями муниципалитета. В любой момент — потому что гипотетическая кризисная ситуация, в которой это может произойти, в законопроекте описана весьма туманно. Право решать этот вопрос предлагается передать самой региональной власти: как сочтут нужным вмешаться, так и вмешаются.

Если его примут

Многие в законопроекте увидели желание Кремля «погладить по головке» губернаторов, вроде бы обиженных позапрошлогодней отменой для них прямых выборов. Но тут встает вопрос — действительно ли они обижены? И есть ли нужда Кремлю их задабривать?

Когда говорилось о том, что губернатору не представляло сложности переизбраться еще на один срок, это было правдой. Однако, как показал опыт почти полуторагодичного действия нового порядка замещения этой должности, добиться от Кремля назначения и переназначения для умного губернатора сложности также не представляет. Возможно, искать деньги на предвыборную агитацию, мотаться по встречам с избирателями было даже тяжелее. Так что поводов для обид не видно. Губернатор и до этого фактически вовсе не был абсолютно независим от федеральной власти, а с реформой его зависимость опять же по факту не увеличилась.

С другой стороны, ради чего Кремлю заниматься задабриванием губернаторов? Их позиция будет важна в выборах «Президента-2008»? Да полноте, федеральная власть располагает мощнейшими пропагандистскими ресурсами и структурами на местах. Политическая воля губернаторов в данном случае ничего не меняет. Да и зачем им играть во «фронду», если им при любой власти живется неплохо? К чему рисковать утратить должность в случае ошибки?

Так что очевидно, что законопроект является творчеством непосредственно самого «губернаторского лобби» в Госдуме — хотя и явно будет поддержан теми депутатами, у которых не сложились отношения с мэрами их городов. На это же указывает и то, что руководители Госдумы и составляющей большинство в ней фракции «единороссов» предпочли дистанцироваться от законопроекта, заявив, что пока даже его не читали.

Однако против усиления губернаторской власти очень многие. В первую очередь это, естественно, мэры региональных центров. С политической точки зрения их позиции весьма сильны, поскольку сегодня они поддерживают федеральную власть не только чисто административно, но и, так сказать, поставляя позитив. В современном российском медиа-пространстве ситуация в региональных центрах воспринимается как показатель ситуации в России в целом, а мнение их жителей - - как мнение всего народа. Поэтому социально-экономические достижения областных центров - это мощный аргумент «за» нынешнюю власть, как и то, что уровень протестной активности в этих городах невелик.

Поэтому федералы вряд ли захотят ущемлять мэров. Одновременно против усиления губернаторов силовые ведомства, поскольку в таком раскладе власть и влиятельность руководителей местных прокуратур, управлений внутренних дел, ФСБ и таможни соответственно уменьшится.

Так что противники законопроекта вполне могут одержать верх. Тем более, что аргументов у них хватит: проект сырой, слишком попахивает нарушением как Конституции, так и Европейской хартии. А ко всему прочему, международные проблемы России, председательствующей в «большой восьмерке», тоже не нужны.

Неуверенность и хаос

А что произойдет, если законопроект все-таки будет принят? Эксперты предсказывают в такой ситуации спад строительно-инвестиционной активности в областных центрах — то есть строительно-инвестиционной активности вообще, поскольку кроме региональных центров она сегодня ощутима лишь в Москве и Санкт-Петербурге, являющихся субъектами Федерации.

Дело в том, что вложение средств в любую стройку реально лишь тогда, когда инвестор уверен в незыблемости своих прав на землю, где происходит строительство. Ведь если завтра выяснится, что этих прав у него нет, вложенных в строительство денег ему не вернет никто. Выкорчевать и увезти бетон и кирпич невозможно, продать новому хозяину за реальную цену — тоже.

Поэтому любые законодательные подвижки заставляют инвесторов осторожничать. Так было и в период неразберихи вокруг нового Земельного кодекса, и при обсуждении упомянутых проектов изменений в статусе лесопарковых территорий. Предлагаемые же поправки угрожают парализовать строительство вовсе.

«Что получается? Я получаю у мэрии землеотвод, начинаю строить. Завтра полномочия забирает себе область, и мне говорят: землеотвод получен незаконно, — сообщил нам один из людей, занимающихся девелоперским бизнесом. - Там ведь столько тонкостей, что прикопаться при желании можно всегда. И еще через недельку я узнаю, что документы на мою землю получил кто-то еще».

К слову сказать, опасения застройщиков — это еще один фактор, мешающий принятию данных поправок. Власть у нас никогда особо мнением бизнеса не интересовалась, но тут случай особый: среди прочего новый закон может парализовать в областных центрах строительство жилья. А это по сути уничтожит соответствующий общенациональный проект.


Другие материалы по теме: