Андрей Старков: Мы войдем в десятку крупнейших лизинговых компаний Уральского региона

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает директор Екатеринбургского филиала Лизинговой компании «УРАЛСИБ» Андрей Старков.

— Известно, что Лизинговая компания «УРАЛСИБ» оказывает широкий спектр лизинговых услуг, в том числе и достаточно новых для Уральского рынка. В частности, интересен такой продукт как лизинг подвижного состава для железнодорожных перевозок. Расскажите подробнее об этом направлении вашей работы.

— Лизинговая компания «УРАЛСИБ», и в том числе ее Екатеринбургский филиал, активно занимается такими сделками. Из истории лизинга видно, что страны, которые использовали эту финансовую схему привлечения инвестиций, как правило, начинали и базировались именно на лизинге подвижного состава.

Рынок подвижного состава очень ёмкий, причем приобретение этих объектов производится чаще всего именно через лизинг. Все, что связано с транспортом — автомобильным, железнодорожным, — востребовано в растущей экономике России. У Лизинговой компании «УРАЛСИБ» есть опыт лизинга воздушных судов, который является уникальным. Редкая лизинговая компания в России может похвастаться такими сделками, так как они достаточно сложно структурированы. Такие сделки требуют еще более серьезной регистрации, причем не только в рамках России, но и в контакте с зарубежными органами.

— Занимаетесь ли вы финансированием импортных сделок местных компаний с зарубежными поставщиками?

— У ряда филиалов Лизинговой компании «УРАЛСИБ» — Уфимского, Московского, Санкт- Петербургского — уже есть реальный опыт проведения сделок по импортным поставкам. И мы этот опыт распространяем на Уральский регион. Объем и количество таких сделок быстро растет. Мы ориентируемся на показатели наших коллег из Уфимского филиала, в котором около 70% портфеля занимают сделки по импортному финансированию.

По сути, финансирование поставок из-за рубежа — это сделки, при которых местные предприятия сталкиваются с рядом проблем. Прежде всего, с проблемой получения кредита в западных банках. Даже если такая возможность существует, то иностранные банки оценивают бизнес российского предприятия по международным стандартам. В результате они рассматривают такого потребителя как единичного клиента. И, следовательно, не могут идти на уступки по снижению ставки даже в том случае, если вся финансовая отчетность этого клиента будет соответствовать требованиям банка.

Лизинговая компания «УРАЛСИБ» аккредитована сейчас практически во всех крупных мировых банках как единый заемщик, как часть Финансовой корпорации «УРАЛСИБ». Являясь бизнес-блоком корпорации, лизинговая компания ассоциируется у западных банков как часть ФК. Поэтому все лимиты и все переговоры ведутся из расчета на финансовую корпорацию, которая входит в 5 крупнейших финансовых организаций страны. В результате наш клиент получает более «дешевые» деньги, лояльность поставщика, благодаря сотрудничеству через его местный банк, а также более длительные сроки по кредитам.

По схеме финансирования импортных сделок местных компаний с зарубежным поставщиком, как правило, приобретается высокотехнологичное оборудование, которое дает качественный прирост в бизнесе компаний. Такие компании настроены на то, чтобы приобрести у зарубежных поставщиков новейшее оборудование, несмотря на его стоимость, и схема лизинга здесь безусловно востребована.

— С какими сложностями сталкивается лизинговая компания в работе с импортными сделками?

— Во время формирования сделки мы обязаны быть точными в плане деталей. Мы должны знать стоимость таможенных процедур, размер пошлин, транспортную схему доставки, стоимость транспорта, график платежей, монтажа, график ввода в эксплуатацию, порядок эксплуатации и т. д. Все это вместе с клиентом собирается и вводится в схему расчетов. Это приводит к тому, что после заключения сделки от клиента уже не требуется дополнительного финансирования — все уже включено в схему. Клиенты к этому относятся нормально. Как правило, у них уже созданы отделы по проведению лизинговых сделок.

— Как развивается Екатеринбургский филиал УРАЛСИБ Лизинг?

— По данным Рослизинга, по итогам 2005 г. Лизинговая компания «УРАЛСИБ» вошла в тройку лидеров среди 120 крупнейших лизинговых компаний России.

Что касается Екатеринбургского филиала, то, по нашим оценкам, мы войдем в десятку крупнейших лизинговых компаний Уральского региона после того, как состоится подписание запланированных на апрель сделок. Сейчас накоплена необходимая критическая масса для того, чтобы осуществлять широкомасштабные сделки. Все-таки мы — компания, ориентированная на крупные сделки. Хотя подразделение автолизинга позиционировано как розничный отдел, специализирующийся на сделках от 100 тысяч рублей до 4,5 миллиона рублей.

У местных лизинговых компаний, судя по статистике, львиную долю портфеля занимает автолизинг. Это менее рисковые сделки, но они и менее масштабные. Для потенциального лизингополучателя лизинговые продукты — это продукты, направленные на привлечение серьезных инвестиций, то есть капиталоёмкие. И в этом случае схема лизинга позволяет клиенту серьезно снизить налогооблагаемую базу.

У нас сейчас в процессе разработки находятся очень крупные сделки. В январе была закончена сделка на 100 миллионов долларов, сейчас у нас есть три крупные заявки от клиентов на суммы контрактов в 15 миллионов евро, 12 миллионов евро, 8 миллионов евро. Две из этих заявок — по импортному финансированию. Переговоры ведутся с поставщиком из Италии.

На сегодня большой интерес для нас представляет лизинг недвижимости. Но, опять же, речь идет о крупной недвижимости. Сейчас есть заявка на лизинг строящегося объекта стоимостью 12 миллионов евро. Такие заявки мы в состоянии проводить, и они для нас приоритетны.


Другие материалы по теме: