«Уральский рабочий», Оксана Демидова пишет: «Знания под стрессом»
11 мая 2006 (10:56)
Никто не скажет, кто из абитуриентов не поступил в вуз из-за нехватки знаний, а кто просто потому, что оказался не готов к экзаменационной лихорадке морально. И вариант, когда не поступил, потому что нервничал, гораздо обиднее, чем провал из-за незнания. Чиновники от образования, которые тоже люди, понимая, что экзамен — это стресс и лотерея, пытаются предложить системы презентации знаний, защищенные от форс-мажора. Хотя тестирование — в незнакомой аудитории, среди незнакомых людей — это тоже стресс, и объективность оценки может вызывать сомнения. Существует ли способ оградить себя от случайностей и неожиданностей? Как победить себя и продемонстрировать свой интеллект в лучшем виде?
Без фанатизма
Света окончила гимназию с золотой медалью. По совету мамы подала документы сразу в три вуза. Экзамены шли потоком, без единого дня отдыха. На помощь абитуриентке была вызвана бабушка, которая бдительно следила, чтобы девочка учила-учила-учила. Даже в день успешной сдачи экзаменов Светлане было запрещено «расслабиться». Стояла жара, друзья (такие же абитуриенты) вырывались на пару часов на озера и со свежими головами штудировали учебники. Света же сидела в зашторенной комнате и учила-учила-учила. В результате — три последних экзамена в каждый из вузов она «завалила», устроила дома истерику и пошла работать продавцом-консультантом в магазин обуви.
Светлана Ишимцева, семейный психолог:
— Родители не должны «давить» на ребенка. Иначе результат может оказаться весьма плачевным. Вчерашний школьник, задавленный поучениями, принуждениями и излишней опекой, иногда может просто назло отказаться отвечать. И все потому, что родители подавили в нем зачатки самостоятельности. Для молодого человека окончание школы — рубеж, после которого он ощущает себя взрослым. И первое «взрослое» дело для него — как раз подготовка и сдача вступительных экзаменов. Поэтому контроль подготовки должен быть минимальным и ограничиваться проверкой знаний и созданием условий для полноценной подготовки.
Плюс уверенность
Вадим в школе считался прекрасным математиком, не раз становился победителем областных олимпиад. С 15 лет он знал, в какой вуз будет поступать, и целенаправленно готовился к вступительным экзаменам. Был, правда, один нюанс: жил и учился мальчик в небольшом областном райцентре, а вуз находился, конечно же, в Екатеринбурге. Поэтому на подготовительных курсах он занимался заочно, а когда приехал поступать — был ошарашен большим шумным городом. Вадик с трудом ориентировался в маршрутах общественного транспорта, еле-еле успевал на консультации, пребывал в состоянии вечной суеты и спешки. И неудивительно, что первый экзамен был сдан на слабенькую троечку... Мальчику не помогло, что за остальные два он получил «отлично». Целый год после неудачного поступления он жил в областном центре и все-таки поступил в вожделенный вуз.
Светлана Ишимцева:
— Даже взрослый человек теряется, оказавшись в незнакомом городе. Что уж говорить о подростках, которые редко выезжали за пределы родного городка, да и то только с родителями... Поэтому таким ребятам, помимо учебы, нужна крепкая моральная подготовка: приехать хотя бы за несколько дней до экзамена. Поселиться лучше у знакомых, которые покажут город, расскажут оптимальный маршрут передвижения, просто поговорят вечером перед экзаменом с волнующимся абитуриентом. И самый-самый оптимальный вариант: если ребенок подает надежды — родители должны постараться и сделать так, чтобы выпускной класс он заканчивал в областном центре.
Большинству абитуриентов кажется, что задача экзаменаторов — «завалить». Поэтому страшно, жутко и нет даже крохотной мыслишки о том, что по другую сторону - уставший, зачастую немолодой человек, получающий не очень большую зарплату. Иногда равнодушный к сидящему перед ним абитуриенту, иногда искренне желающий ему удачи. Ему совершенно неинтересно слушать то, о чем ему рассказывают, — он все это давным-давно знает. А значит, не надо бояться, а надо стараться быть ярким (в пределах разумного). И не исключено, что после ответа на вопрос, который абитуриент не знал, но отвечал решительно и разнообразно, прозвучит: «Я вам поставлю «четверку». Исключительно за ваш интеллект».
Без фанатизма
Света окончила гимназию с золотой медалью. По совету мамы подала документы сразу в три вуза. Экзамены шли потоком, без единого дня отдыха. На помощь абитуриентке была вызвана бабушка, которая бдительно следила, чтобы девочка учила-учила-учила. Даже в день успешной сдачи экзаменов Светлане было запрещено «расслабиться». Стояла жара, друзья (такие же абитуриенты) вырывались на пару часов на озера и со свежими головами штудировали учебники. Света же сидела в зашторенной комнате и учила-учила-учила. В результате — три последних экзамена в каждый из вузов она «завалила», устроила дома истерику и пошла работать продавцом-консультантом в магазин обуви.
Светлана Ишимцева, семейный психолог:
— Родители не должны «давить» на ребенка. Иначе результат может оказаться весьма плачевным. Вчерашний школьник, задавленный поучениями, принуждениями и излишней опекой, иногда может просто назло отказаться отвечать. И все потому, что родители подавили в нем зачатки самостоятельности. Для молодого человека окончание школы — рубеж, после которого он ощущает себя взрослым. И первое «взрослое» дело для него — как раз подготовка и сдача вступительных экзаменов. Поэтому контроль подготовки должен быть минимальным и ограничиваться проверкой знаний и созданием условий для полноценной подготовки.
Плюс уверенность
Вадим в школе считался прекрасным математиком, не раз становился победителем областных олимпиад. С 15 лет он знал, в какой вуз будет поступать, и целенаправленно готовился к вступительным экзаменам. Был, правда, один нюанс: жил и учился мальчик в небольшом областном райцентре, а вуз находился, конечно же, в Екатеринбурге. Поэтому на подготовительных курсах он занимался заочно, а когда приехал поступать — был ошарашен большим шумным городом. Вадик с трудом ориентировался в маршрутах общественного транспорта, еле-еле успевал на консультации, пребывал в состоянии вечной суеты и спешки. И неудивительно, что первый экзамен был сдан на слабенькую троечку... Мальчику не помогло, что за остальные два он получил «отлично». Целый год после неудачного поступления он жил в областном центре и все-таки поступил в вожделенный вуз.
Светлана Ишимцева:
— Даже взрослый человек теряется, оказавшись в незнакомом городе. Что уж говорить о подростках, которые редко выезжали за пределы родного городка, да и то только с родителями... Поэтому таким ребятам, помимо учебы, нужна крепкая моральная подготовка: приехать хотя бы за несколько дней до экзамена. Поселиться лучше у знакомых, которые покажут город, расскажут оптимальный маршрут передвижения, просто поговорят вечером перед экзаменом с волнующимся абитуриентом. И самый-самый оптимальный вариант: если ребенок подает надежды — родители должны постараться и сделать так, чтобы выпускной класс он заканчивал в областном центре.
Большинству абитуриентов кажется, что задача экзаменаторов — «завалить». Поэтому страшно, жутко и нет даже крохотной мыслишки о том, что по другую сторону - уставший, зачастую немолодой человек, получающий не очень большую зарплату. Иногда равнодушный к сидящему перед ним абитуриенту, иногда искренне желающий ему удачи. Ему совершенно неинтересно слушать то, о чем ему рассказывают, — он все это давным-давно знает. А значит, не надо бояться, а надо стараться быть ярким (в пределах разумного). И не исключено, что после ответа на вопрос, который абитуриент не знал, но отвечал решительно и разнообразно, прозвучит: «Я вам поставлю «четверку». Исключительно за ваш интеллект».
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- В Московских ВУЗах отменили вступительный экзамен по истории
- Заместитель ответственного секретаря приемной комиссии УрГУ им. Горького Вл ...
- «Уральский рабочий» и Мария Удинцева: «В вузах жарче, чем на улице»
- Генеральный директор ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев: Продуктовый магазин ...
- «Вечерний Екатеринбург» и Лия Гинцель утверждают, что «Ум прибавляют не ден ...