«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Счастливая семья — главный демографический фактор»

18 мая 2006 (10:58)

С классиком не поспоришь, действительно «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». А в счастливой семье радость, как известно, в детях. Но вот беда нашего времени: даже любящие, души не чающие друг в друге муж да жена отказываются порой от мыслей о ребёнке; отважиться же на второго-третьего — и вовсе сродни подвигу. А одинокой женщине и единственное дитя в тягость. А всё потому, что широк и, увы, типичен набор «несчастий», которые сопровождают молодых мам и пап, и череда их чуть ли не до внуков: нет собственного угла, достойного заработка; возможности наблюдать здоровье будущей матери и новорождённого; проблемы с устройством детей в дошкольные учреждения; зато неисчислимы опасения, что во дворе подвернётся дурная компания, втянет отпрыска криминальная среда и проч. и т. п. По большому счёту, если нет уверенности в завтрашнем дне, если семью постоянно испытывают на прочность внешние обстоятельства, о какой демографии можно тут говорить?

Так что едва 250 тысяч и даже больше рублей, объявляемых государством в качестве «материнского капитала» при рождении второго ребёнка; повышенный размер сертификатов по родам, пособий по уходу за ребёнком, льготы по оплате содержания детей в детских садах etc — весомые, несомненно, и очень стимулирующие новации Президента, изложенные в его Послании Федеральному Собранию — решат проблему, если на семейном фронте не воцарится атмосфера полного доверия «ячеек общества» к власти и обществу же. Если мамы-папы не перестанут биться за будущее своих детей, а значит, и за будущее нации, вдвоём против всех или вообще в одиночку.

Вчера опубликованы статистические данные о состоянии «семейного дела» в стране. Из 41 миллиона зарегистрированных в России семей 48% (вдумайтесь — практически половина!) — бездетные. Тех, у кого один ребёнок, — 34%, двое детей — 15%, и лишь в 3% семей трое и больше ребятишек. Подтверждают удручающую статистику данные, прозвучавшие на неделе на парламентских слушаниях в Госдуме, о соотношении числа браков и разводов: на тысячу человек населения их 7,1 и 5,9 соответственно. Бытует мнение, будто моден сегодня незарегистрированный брак, и потому-де надо по-иному оценивать «качество» любви в России. Спешу разочаровать: всеведущая статистика утверждает, что в гражданском союзе состоят менее трёх миллионов супружеских пар, и в подавляющем большинстве таких союзов детей нет, так что к вопросу демографии и семейного счастья это точно не имеет никакого отношения. Здоровая, уверенная в отрадной перспективе семья — вот главный демографический фактор.

Отрадно, что в Екатеринбурге это поняли давно и возвели во главу угла социальной политики муниципалитета. В Стратегическом плане развития проект «Семья» занимает особое место. Наряду с мероприятиями, направленными на формирование семейных ценностей, популярными акциями вроде «Эстафеты материнского подвига», специализированных выставок «Мать и дитя», городских свадеб и проч., есть и вполне осязаемые стимулы в виде создания условий для рожениц и воспитания и обучения здоровых детей. В рамках национального проекта «Здоровье» уже капитально отремонтированы семь городских поликлиник, открыт детский центр онкологии и гематологии, появился ещё один раздаточный пункт детского питания на Старой Сортировке. К концу года по городскому стратегическому проекту «Здоровье маленьких горожан» в Кировском районе откроется новый роддом — его «мощность» до 3 тысяч родов в год. К слову, бюджетные расходы на здравоохранение нынче выросли по сравнению с прошлым годом почти на треть, и основное их направление — младенчество и материнство. Неслучайно Екатеринбург в лидерах по рождаемости — 15 тысяч младенцев в год, детская смертность кардинально снижается — и одна из немногих территорий России, где население прибывает.

По общим оценкам, это происходит и потому, что Екатеринбург становится действительно «семейным городом». Количество разводов у нас за последние пять лет, в отличие от общероссийской тенденции, сократилось — почти на четверть. И теперь у нас на один развод приходится 1,6 вновь заключённых брака.

Я далёк от мысли, что мы всё сделали для 240 тысяч екатеринбургских ребятишек; и нам, конечно же, ещё ой как далеко до победы на «семейном фронте». Но направление выбрано правильное. Статистика это лишь подтверждает.


Другие материалы по теме: