Реклама уходит с телевидения в Интернет

В ближайшее время Интернет может сменить телевидение в качестве наиболее популярного и затратного рекламного носителя.

Вступление в силу новой редакции закона «О рекламе» привело к удорожанию стоимости рекламного времени на телевизионных каналах, являющихся на данный момент одним из наиболее востребованных и ресурсоемких рекламоносителей. В конце мая крупнейший продавец телевизионной рекламы — группа компаний «Видео Интернешнл» — обнародовал тарифы на телерекламу на региональных каналах во втором полугодии этого года. Согласно официальному сообщению компании, базовые тарифы на рекламу в региональном эфире федеральных каналах подорожали на 15-18 %. Эксперты отмечают, что реальный рост стоимости одной минуты рекламного времени может составить 40-50%.

Рост цен

«В течение последних нескольких лет ежегодный рост цен на ТВ рекламу составляет до 30% в год. Это связано с естественным процессом инфляции, а также с ростом спроса клиентов на этот рекламный носитель. С начала года претерпела изменение сама логика ценообразования на федеральных каналах. Сегодня существуют две схемы продаж: продажа эфирного времени (с ценой за минуту эфира) и система продаж по GRP — когда рекламодатель платит не за секунды и выходы, а за реальное количество контактов с аудиторией. Для тех федеральных клиентов, кто продолжает покупать рекламное время на «Первом канале» и Телеканале «Россия» по минутным прайсам, цены с начала года увеличились почти в два раза», — отмечает генеральный директор РГ «Телец» Артем Дрыгант.

Вслед за ГК «Видео Интернешнл» цены на телевизионную рекламу подняли и другие рекламные агентства, специализирующиеся на продаже времени на федеральных и региональных телеканалах.

«В связи с вступлением в силу нового закона «О рекламе» 1 июля 2006 г. расценки на рекламу на нашем канале однозначно возрастут. В данный момент вопрос в том, насколько вырастет ее стоимость — решение будет принято в начале июня. Отмечу одно: данное повышение, скорее всего, будет не адекватно тому, насколько снизится количество эфирного времени, которое отводится на рекламу. Это связано с тем, что рынок заказчиков еще не готов к такому повышению, и нам придется это учитывать», — сообщила редактор по связям с общественностью ТРК «Восточный Экспресс» (Челябинск) Вера Санникова.

«Повышение цен на телерекламу ожидается с июня-июля на 20%-25%. Мы предупреждаем клиентов о возможном повышении цен, но массового оттока рекламодателей с телевидения пока нет», — отмечает руководитель медиа-отдела РА «Дельта-План» Анна Бабошкина.

В качестве основной причины роста цен продавцы называют законодательное (до 25%) уменьшение длительности рекламного времени в телеэфире.

Рост цен на рекламное время на телевидении сделал данный вид продвижения продуктов и услуг более затратным и, следовательно, менее эффективным. Одним из следствий этого может стать снижение интереса к телевизионной рекламе со стороны заказчиков. Такого мнения придерживаются многие участники рекламного рынка.

«Цены на телерекламу вырастут примерно на 20-25%. На федеральных каналах повышение цен на рекламу вызвано возникшим ажиотажем, в связи с сокращением доли рекламного времени. Рост цен на телевизионную рекламу, связанный с сокращением доли рекламного времени на телевидении, сократил возможности размещения в телеэфире для региональных рекламодателей», — полагает директор РГ «Медиапилот» Светлана Владимирова.

«Новые расценки на телевизионную рекламу требуют увеличения рекламного бюджета практически в два раза. Такие затраты оправданы только в экстренных случаях, например, при выводе на рынок нового продукта. Тратить деньги на поддерживающую рекламу теперь станет слишком дорогим удовольствием», — полагает руководитель службы маркетинга мясного холдинга торговой марки «Уральские колбасы» Милана Радионова.

Новые носители

По мнению экспертов, снижение объемов телевизионной рекламы и рост её стоимости неизбежно вызывает рост интереса потенциальных рекламодателей к альтернативным рекламоносителям.

«Сокращение объемов в телеэфире приведет к перераспределению бюджетов рекламодателей, которые будут активно использовать иные, менее затратные носители. На телевидении останутся только те рекламодатели, которые обладают большими бюджетами, остальные будут искать новые возможности для размещения», — полагает директор ООО «Игрек Синема» Алена Дудина.

«В сложившейся ситуации спрос вырастет, прежде всего, на наружную рекламу. Основной приток средств в сектор наружной рекламы произойдет даже не за счет увеличения числа клиентов, а за счет увеличения объема заказов», — отметила Алена Дудина.

«В связи с вступлением в силу новой редакции закона «О рекламе» спрос на наружную рекламу существенным образом не изменится и ажиотажа не возникнет. Серьезные рекламодатели всегда распределяли рекламу по разным носителям (радио, телевидение, глянцевые журналы, наружная реклама). При этом доли распределения, как правило, определяются рекламодателями с учетом специфики рекламируемой продукции. Совсем необязательно, что в связи с сокращением объема рекламы на телевидении рекламодатели распределят свои бюджеты в пользу наружной рекламы. Произойдет равномерное распределение бюджетов рекламодателей по различным носителям», — отмечает председатель Уральского общественного совета по рекламе Виктор Брюховских.

«К тому же, у сектора наружной рекламы есть свой предел. Существует определенная емкость рынка, и увеличивать число носителей наружной рекламы до бесконечности невозможно», — отметил он.

По мнению Виктора Брюховских, одним из основных конкурентов рынка телерекламы станет Интернет. «В настоящее время Интернет завоевывает популярность как новый рекламный носитель. Он займет определенный сектор на рынке рекламы, но не заменит все другие рекламные носители», — считает председатель Уральского общественного совета по рекламе.

Интернет

Различные способы размещения рекламы на сайтах в сети Интернет (банерная реклама, прямая и контентная реклама и т. д.) становятся все более популярным методом продвижения товаров и услуг, прежде всего — ориентированных на наиболее платежеспособную часть населения, регулярно пользующуюся компьютером и имеющую выход в сеть. Согласно данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в первые 4 месяца 2006 года рост объемов средств, затраченных на рекламу, составил более чем 75% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Эксперты рекламного рынка не сомневаются, что этот рост продолжится, и увеличение стоимости телевизионной рекламы только усилит данную тенденцию.

«Интернет является довольно специфичным источником рекламы, так воспринимать через него рекламную информацию могут только пользователи компьютера, обладающие свободным временем для прочтения рекламной информации. Но сейчас, с ростом числа пользователей сети, Интернет постепенно занимает свой сектор на рынке рекламы, это происходит в силу развития его позиции как нового рекламного источника», — отметил Виктор Брюховских.

«Несомненно, новый закон «О рекламе», который значительно сокращает долю рекламного времени в эфире, положительно скажется на Интернете, он станет более востребованным в качестве носителя рекламной информации. Но следует понимать, что основным фактором, определяющим его развитие, является скорее изменение психологии рекламодателя. Не секрет, что до недавнего времени у рекламодателей, особенно региональных, не сформировалось серьезного отношения к этому каналу продвижения. Сейчас ситуация меняется, ожидается большой поток клиентов в данную сферу, потому что количество пользователей Интернета в России растет. Крупные игроки рекламного рынка обращают на это внимание», — отмечает коммерческий директор ИД «АБАК-ПРЕСС» Сергей Малков.

«В этой ситуации возможно возникновение повышенного спроса на интернет-рекламу. Интернет — достаточно новый и необычный рекламный носитель, поэтому спрос на такой вид рекламы будет огромен», — отметила Алена Дудина.

«Цены на рекламу в Интернете будут повышаться, потому что этот рынок бурно растет сейчас. Будут выстраиваться очереди на VIP-места, поскольку баннерная емкость площадок все равно ограничена, а количество топ-мест для размещения — тем более. А покупать что-то отличное от баннерной рекламы пока готовы очень немногие рекламодатели. Вместе с количеством пользователей будет повышаться эффективность этого рекламного канала, и, соответственно, стоимость размещения. Кроме того, конкуренция на данном рынке станет более жесткой. Это значит, что собственникам площадок придется вкладывать больше средств в их содержание, развитие и продвижение. И это тоже повлияет на цены. Уже сейчас расценки на рекламу в Интернете могут меняться 3-4 раза в год, в то время как ТВ, радио и пресса пересматривают прайс не больше двух раз за такой же период», — заявил Сергей Малков.


Другие материалы по теме: