Правоверные мусульмане могут брать кредит в российских банках на особых условиях

22 августа 2006 (16:21)

Правоверные мусульмане не могут пользоваться банковскими и страховыми услугами. Эта традиция берет начало из Корана. Мусульманам позволено брать деньги только в беспроцентный долг, что при сотрудничестве с подобного рода организациями невозможно. В таком случае кредитор должен нести ущерб, что запрещено нормами ислама.

«Мусульманская религия не позволяет верующим брать кредит. Но есть исключительные случаи, когда мусульманин может взять деньги под процент. Это, как правило, случаи острой необходимости. В таких ситуациях мусульманская религия позволяет верующим брать кредит, но только в государственных организациях, списывая взимаемые проценты на необходимость компенсации затрат банка: оплаты труда сотрудников, совершения финансовых операций», — заявил УрБК заместитель муфтии по Чкаловскому району города Екатеринбурга Альберт Фазрат Баязитов, комментируя отношение мусульман к кредитно-финансовым услугам.

«Зарубежные исламские банки работают по похожей системе, но процент в них минимальный. В России на сегодняшний день не существует исламских банков. Этот вопрос поднимался неоднократно, но никакое решение не было принято», — заключил А. Баязитов.

Такую же точку зрения высказывают и другие эксперты в области мусульманских обычаев.

«Правоверные мусульмане не могут пользоваться банковскими и страховыми услугами, которые предполагают определенную процентную ставку. Для мусульман это «харам», то есть «запрет», — заявил УрБК советник председателя Казыяцкого управления мусульман Свердловской области Ибрагим Шаймарданов.

«Для правоверных мусульман существующая в России банковская система неприемлема. Например, если речь идет о потребительском кредите, то здесь банк вмешивается в цепочку между потребителем и магазином, ничего не производя самостоятельно, но при этом получая хорошую долю с этого дела», — сообщил И. Шаймарданов.

«Исламские же банки в существующей ситуации работают в режиме, приближенном к системе российских банков. Так, например, если правоверный мусульманин берет деньги на определенные цели, то он должен поделиться прибылью с банком, но никакой процент с первоначальной суммы не взимается. Такая система сотрудничества с банками является для правоверных мусульман возможной. У нас это называется «халяль», то есть «дозволенное», — отметил И. Шаймарданов.

По словам И. Шаймарданова, любой гражданин, независимо от его национальности и вероисповедания, может обратиться в мусульманский банк, чтобы получить там необходимую сумму на тех же условиях, что и правоверный мусульманин.

«Исламская религия не позволяет правоверным мусульманам проводить операции, которые подразумевают наличие процента. Речь идет о кредитах, страховании и ипотеке», — заявил УрБК юрисконсульт Национально-культурной автономии татар по Свердловской области Серин Зарипов.

«В мусульманских странах банки работают по особой системе. Процент с кредита не взимается, но существует специальная фиксированная ставка, которая предполагает плату за пользование деньгами, которые предоставляет банк. Эта некая заранее оговоренная сумма, которая выплачивается с возвращением долга. Следует отметить, что за просроченную выплату исламские банки не берут пени, потому что это также запрещено нашей религией», — сообщил С. Зарипов.

«В Свердловской области проживает примерно 10 % мусульман. Они представляют довольно большую долю среди потенциальных клиентов. Учитывая серьезную конкуренцию на рынке банковских услуг, банки могут разработать специальные тарифы для особых клиентов, таких как представители ислама. Например, можно заключать договор с правоверным мусульманином на особых условиях, в котором будет прописано, что клиент не берет кредит, а берет или дает банку свои средства на пользование, за что в итоге и взимается некоторая сумма. Таким образом, получается, что, изменяя формулировку, суть операции остается прежней», — заключил С. Зарипов.


Другие материалы по теме: