«Российская газета» и Елена Домчева: «Рекламная кляуза»

23 августа 2006 (11:33)

Сегодня вступают в силу новые правила борьбы с нечестным рекламодателем

Наказывать нарушителей Закона "О рекламе" теперь станет проще благодаря новым правилам возбуждения и рассмотрения дел Федеральной антимонопольной службой (ФАС) против нечестных рекламодателей, которые публикует сегодня "РГ" и вступают в силу с этого момента.

Напомним, что новая редакция закона о рекламе вступила в силу 1 июля 2006 года. С тех пор строго-настрого запрещается использовать в рекламе образ медиков, употреблять фразы типа «подтверждено исследованиями» без ссылок на конкретные документы, рекламировать строительство жилья, на постройку которого фирма еще не получила разрешения. А еще запрещено демонстрировать так называемые «зонтичные бренды», когда под невинной пропагандой минеральной воды, журнала или маринованных овощей скрывается запрещенная реклама одноименных алкогольных напитков.

Новое законодательство должно было полностью защитить от недобросовестных рекламодателей, старающихся всеми правдами и неправдами «спихнуть» свой товар наивным потребителям. Однако спустя полтора месяца после появления закона ситуация, по крайней мере на взгляд телезрителя и читателя газет, изменилась мало: по телевизору до сих пор можно увидеть ролик с участием врача и рекламу пива с использованием молодежного сленга. Однако теперь у ФАС появился реальный инструмент борьбы с нечестными игроками рекламного рынка — это новые правила возбуждения и рассмотрения дел против нарушителей, без которых рекламный закон фактически не мог действовать.

— Новые правила не что иное, как процессуальный порядок возбуждения и рассмотрения дел против нарушителей рекламного закона, — заявила «РГ» Татьяна Никитина, зам. начальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства. — Утверждение подобных норм прописывается в каждом федеральном законе, в том числе и в Законе «О рекламе».

Новый документ, который фактически регулирует действие закона, содержит много интересных моментов. Так, например, увидев по телевизору или услышав по радио рекламу с нарушением законодательства, любой житель нашей страны может проявить гражданскую сознательность — написать жалобу в ФАС и добиться возбуждения административного дела.

— Такая возможность у русских была и раньше, — объяснила Никитина. — Она была прописана в старых правилах возбуждения и рассмотрения дел, однако о ней мало кто знал.

Как же правильно пожаловаться, что, к примеру, рекламный ролик звучит намного громче текста телепередачи? В ФАС пояснили, что анонимную жалобу инспекторы рассматривать не будут. В заявлении в обязательном порядке должны быть указаны паспортные данные заявителя, время и место появления незаконной рекламы и главное — описаны конкретные нарушения законодательства о рекламе. Поэтому для начала сотрудники антимонопольной службы советуют жалобщикам хорошенько изучить рекламное законодательство, чтобы не получилось, как с рекламой зубной пасты, — увидев по телевизору после 1 июля стоматолога в белом халате, люди возмутились и начали обрывать телефоны ведомства.

— На самом деле, согласно законодательству, образ врачей нельзя использовать в рекламе лекарств, — пояснила Татьяна Никитина, — однако это никак не относится к рекламе гигиенических средств и медицинских услуг. Многие об этом не знают, так как плохо читают закон.

Кроме того, согласно новым правилам, специалисты ФАС больше не смогут самостоятельно заставлять нарушителей закона публиковать так называемую контррекламу (опровержение), для этого потребуется решение суда. «Я согласна, что подобные решения должны принимать не заинтересованные органы, а именно суд, — говорит Никитина. — Но это точно не потому, что нам не доверяют или боятся злоупотреблений».

Также у антимонопольной службы появились новые полномочия. А именно — на предмет соответствия или несоответствия Закону «О рекламе» будут рассматриваться нормативные акты, принятые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Инспекторы должны будут следить, чтобы региональные рекламные законы никак не противоречили федеральному.

Федеральная антимонопольная служба в течение месяца должна разработать и утвердить формы процессуальных документов, предусмотренных новыми правилами.

«Российская газета» и Владимир Алтайцев: «Сиреневый туман»

Столица Урала задыхается от выхлопных газов

Проблемные с экологической точки зрения промышленные предприятия одно за другим переезжают за пределы Екатеринбурга. однако воздух над городом чище не становится, даже наоборот, количество вредных веществ в нем увеличивается.

— Объясняется это просто, — говорит глава Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры Кирилл Ершов. — Воздушный бассейн областного центра ускоренно загрязняется автотранспортом.

Утверждение прокурора конкретизирует председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга Лариса Васильева:

— За год автомобили выбрасывают в атмосферу города свыше 150 тысяч тонн вредных веществ. Это 85 процентов общего загрязнения...

Следует заметить, что лет десять назад автомашины загрязняли воздух Екатеринбурга где-то наполовину, больше тогда было претензий к заводам и фабрикам. С той поры количество автотранспорта в административном центре региона прибавлялось ежегодно на 12— 14 процентов, в 80-е годы прошлого века — максимум на 1,5 процента.

Напрашивается пессимистический вывод: при нынешних темпах автомобилизации никакой вынос вредных производств за городскую черту не поможет. Так что же делать?

По мнению специалистов, проблему надо решать как бы с двух концов разом. Прежде всего, необходимо принимать меры, чтобы в автомобильных выхлопах снижалось содержание вредных компонентов. Естественно, это прерогатива федеральных властей. Ими такой план создан. Он предполагает выпуск автомобилей, по всем параметрам соответствующих европейским стандартам ЕВРО 2-3-4, и повышение качества горючего тоже до уровня международных экологических требований. Но на это уйдут годы, а ситуацию в том же Екатеринбурге надо менять срочно. Иначе хуже будет, а хуже уже почти некуда. Город приобрел славу одного из самых загазованных в стране.

Власти Екатеринбурга приступают к реализации собственной программы перевода автотранспорта на газовое топливо. Но сегодня на газе ездят по городу чуть больше двух тысяч авто. Это чаще всего спецмашины вроде карет «скорой помощи», мусоровозов и автомашин для устранения аварий на водопроводе и газовых сетях.

А всего в Екатеринбурге около 350 тысяч автомобилей. Абсолютное большинство из них продолжает извергать в атмосферу бензиновые и дизельные выхлопы.

Замена токсичного бензина экологичным и дешевым сжатым газом идет крайне медленно. Переоборудуют машины «под газ» лишь две авторемонтные мастерские.

Другой «конец» проблемы — изменение способа планировки уральского мегаполиса.

— Он расположен в зоне так называемого низкого потенциала рассеивания загрязненного воздуха, — поясняет Людмила Васильева. — Обусловлено это высокой плотностью застройки городской территории.

Что такое «потенциал рассеивания», екатеринбуржцы чувствуют на себе во время затяжного безветрия, о наступлении которого сообщают метеорологи, регулярно выдающие «штормовые предупреждения». Вредные вещества от автомобильных стад из-за высокой плотности строений при безветрии, то есть в отсутствие естественной вентиляции улиц, скапливаются и образуют смог. Он особо густ и плотен в районах оживленных автотрасс.

Вообще-то автомобили в Екатеринбурге фактически вездесущи. Как признают чиновники мэрии, в городе маловато зеленых зон, куда въезд авто заказан. С целью их расширения и планируется изменить стратегию городских застроек. Намечено также создавать пешеходные зоны. Увы, пока лишь «намечено»...

Частично местом пеших прогулок уже стала улица Вайнера в самом центре города. Но соседствующие с ней проспект Ленина и улица Малышева, что называется, трещат от переполненности автотранспортом, и поэтому экологическую обстановку здесь облегченной не назовешь. Однако вот так, шаг за шагом, властям города надо упорно идти вперед, чтобы в конце концов воздух над ним стал чистым.

Кстати

На территории между Екатеринбургом и Верхней Пышмой сейчас вовсю идет строительство крупного транспортного узла, включающего две дорожные развязки. Комплекс планируется запустить в 2008 году. Он позволит заметно разгрузить от транзитного автотранспорта оба города. Следовательно, в определенной мере здесь улучшится экологическая обстановка.


Другие материалы по теме: