Регистрационная палата: сбой системы

Регистрационная палата Свердловской области является важным связующим звеном при заключении сделок с недвижимостью в регионе. Отклонения в работе этой структуры могут парализовать всю систему регистрации прав на недвижимость.

20 июля в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области поступило новое, единое для всей России программное обеспечение, призванное облегчить работу всей регистрационной системе. Автоматизированная информационная система «Юстиция» должна отвечать за все сделки с регистрацией прав на недвижимость в области.

Изначально предполагалось, что с усовершенствованной «Юстицией» ускорится процедура обработки документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что позволит специалистам затрачивать в связи с этим значительно меньше времени и что повысит качество экспертизы. Программа также призвана была увеличить надежность хранения баз данных по операциям с недвижимостью. Однако благие намерения обернулись серьезными техническими трудностями. Несмотря на то что, согласно официальным отчетам, все задействованные специалисты регпалаты прошли специальный курс обучения, сложности в освоении программного обеспечения оказали заметное влияние на рынок недвижимости Свердловской области.

Программа

Из 8 регионов России, где уже внедрено новое программное обеспечение, в Свердловской области самое большое количество пользователей — сотрудников регистрационной службы, которые пользуются программой одновременно. Переконвертация старой базы данных в новый программный продукт началась в срок. Необходимо было перевести порядка 100 тыс. различных записей, поэтому практически сразу начались проблемы с приемом документов от граждан.

В результате программа начала давать сбои, а в Регистрационной палате стали расти очереди. Уже через несколько дней они насчитывали до тысячи человек, срок регистрации увеличился с двух недель до достаточно неопределенного срока. В результате усложнения процедуры регистрации прав на недвижимость возникли трудности с заключением многосторонних сделок купли-продажи и обмена, возникли проблемы с получением ипотечного кредита (по целому ряду программ кредитования на приобретение недвижимости деньги выдаются не в момент совершения сделки, а в момент регистрации права собственности). Ряд риэлторов временно приостановил операции с недвижимостью, отложил или перенес на более поздний срок заключение сделок. Все это привело к сокращению предложения на жилищном рынке и, как следствие, вызвало рост цен.

«Учитывая, что после установки нового программного обеспечения в отделениях Федеральной регистрационной службы в Екатеринбурге очередь на регистрацию удваивалась каждый день и в конце концов дошла до 700 человек, работать, конечно, было очень сложно. Поэтому многие риэлторы просто пережидали этот период», — заявил начальник Ленинского отделения АН «Профессионал» Владимир Фролов.

«Если в начале августа мы столкнулись при регистрации с необходимостью записываться в список, численность желающих в котором достигала 1 тыс. человек, то уже в конце прошлой недели была создана «живая» очередь», — заключила А. Жданова.

Ранее из-за неотлаженной работы программного обеспечения сложилась ситуация, когда удовлетворялось только 10 % заявок на регистрацию.

«Ситуацию, которая складывается сейчас на рынке недвижимости Екатеринбурга в связи со сбоем в работе Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, нельзя назвать катастрофической, но она доставляет массу неудобств. Причина, по которой произошли затруднения в работе, чисто бюрократическая, но, несмотря на это, потери всех участников рынка будут невосполнимы», — заявил УрБК директор агентства недвижимости «Роттердам» Илья Шкоп.

«Граждане не могут ни продать, ни приобрести жилье в течение всего августа. Естественно, возникают огромные неудобства и у риэлторов. Хотя надо отметить, что все-таки больше пострадали именно простые граждане», — сообщил Илья Шкоп.

«Сторонним наблюдателям непонятно, какие действия предпринимаются для того, чтобы снять ажиотаж. В настоящее время удовлетворяется только 40 — 60 заявок в день, если учесть, что в Регистрационную палату поступает около 600 пакетов документов ежедневно, то получается, что только 10 % граждан получают услугу», — отметил директор агентства недвижимости «Роттердам».

Очевидно, что и риэлторы, и другие участники рынка недвижимости понесли существенные материальные потери, размер которых пока точно не определен, но, по мнению экспертов, может составлять до 10 — 15 % от месячного оборота рынка.

Меры

На протяжении всего «кризисного периода» Главное управление регистрационной службы предпринимало меры по разрешению ситуации. Начиная с 1 июля 2006 г., специалисты регистрирующих подразделений города Екатеринбурга фактически работали по 12 часов ежедневно, при этом первая половина дня использовалась для обучения, вторая — для непосредственной работы с пакетами документов.

В самой палате обратились к гражданам с просьбой отложить на несколько недель не особо срочные процедуры, связанные с регистрацией прав на недвижимость.

В это время были оборудованы дополнительные рабочие места для приемщиков документов. Кроме этого были продлены часы приема документации до 20.00. Все граждане, которые не успели сдать документы в период рабочей недели, были вынуждены стоять в очередях по субботам. Однако повышению оперативности работы палаты помешало отсутствие единого помещения.

«В возникновении проблем с новым программным обеспечением нет вины ни разработчиков, ни сотрудников службы. Дело в том, что пункты приема и выдачи документов у регистрационной службы разбросаны по всему городу, и коммутация между филиалами происходит через центральный сервер по каналам связи, которые несовершенны», — заявил заместитель руководителя Федеральной регистрационной службы по Свердловской области Олег Козырев.

По мнению Ильи Шкопа, сам по себе этот факт возникновения сбоя в процессе перехода от старой программы к новой не вызывает особого удивления, но меры, принимаемые руководством Регистрационной палаты для того, чтобы разрешить возникшую проблему, совершенно неадекватны, а сроки, в которые произошло устранение проблемы, — чрезмерны.

Ситуация

По словам представителей Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, на 1 сентября проблем с регистрацией сделок с недвижимостью в Екатеринбурге больше нет. Новая программа регистрационной палаты заработала в штатном режиме. Палата снова принимает и оформляет документы в прежнем объеме и нормальном режиме работы. В ФРС сообщают, что в пунктах приема документации больше нет очередей.

Главное управление Федеральной регистрационной службы работает в стабильном режиме. На конец августа 2006 г. по-прежнему наблюдается динамика роста принимаемых пакетов документов отдела приема и выдачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Екатеринбурге. До внедрения новой программы АИС «Юстиция» специалисты отдела принимали в среднем 380 пакетов в день. По данным на конец августа, эта цифра увеличилась до 453, а именно — 671 регистрационное действие ежедневно.

«Сейчас мы начинаем принимать больше пакетов документов, чем могли до установки программы. В среднем за день принимается 956 пакетов — это почти в три раза больше прежних показателей. Возникшие трудности были временными, и сейчас, благодаря более совершенному оборудованию, крупной базе, мы сможем работать быстро», — говорит пресс-секретарь ФРС Татьяна Андреева.

Представители риэлторского сообщества говорят, что ситуация действительно несколько стабилизировалась, однако говорить о её полном разрешении пока преждевременно.

«После кризисной ситуации, связанной с введением нового программного обеспечения, работа Регистрационной палаты Свердловской области стабилизировалась», — сообщила специалист по недвижимости АН «КУБ» Анна Жданова.

«Мы для себя решили проблему регистрации пакетов документов. Но знаю, что проблема не исчезла бесследно. Сегодня достаточно простоять в очереди пару часов. Думаю, что такого наплыва клиентов нет в основном из-за того, что многие решили отложить регистрацию несрочных сделок на тот период, когда система заработает окончательно. В том, что она должна заработать, сомневаться не приходится», — говорит директор агентства недвижимости «Роттердам» Илья Шкоп.

«Мы не заметили улучшения работы Регистрационной палаты Свердловской области. После установки нового программного обеспечения было очень трудно работать, для регистрации прав на недвижимость необходимо было становиться в очередь, потом вообще были составлены огромные списки желающих. В один из дней вроде бы, действительно, положение стабилизировалось, но потом снова стали создаваться списки», — сообщила риэлтор АН «Бизнес Контакт» Наталья Романова.


Другие материалы по теме: