«Троянский конь» от банков «Русский стандарт» и «Хоум Кредит энд Финанс Банк»

12 января 2007 (16:00)

В последнее время резко обострилась проблема, связанная с жалобами населения на оказание некоторых банковских услуг. Об этом свидетельствуют регулярные сообщения Территориального управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области и Комитета по защите прав потребителей Администрации Екатеринбурга.

Наиболее часто встречаются жалобы на такие банковские услуги, как кредитные банковские карты и потребительские кредиты, — обычно речь идет о некорректных формах и способах передачи информации об условиях получения кредита, которыми пользуется ряд банков.

«Кредитные карты зачастую выдаются банками «в награду» добросовестному кредитополучателю после своевременного погашения долга по потребительскому кредиту. Уже сама форма предложения — подарок, награда за то, что Вы добросовестно рассчитались с банком, — как правило, снижает уровень настороженности потребителя. Он и представить не может, что этот подарок скорее «троянский конь», чем благо. Этими способами наиболее широко пользуются банки ЗАО «Банк «Русский Стандарт» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», — заявил председатель Комитета по защите прав потребителей Администрации г. Екатеринбурга Андрей Артемьев.

«Прежде чем активировать карту, необходимо очень внимательно прочитать все условия договора подобного кредита. Обратить внимание на весьма высокую комиссию за обслуживание счета, которая исчисляется ежемесячно от суммы кредита, размещенного на карте. Подсчитать, сколько придется заплатить банку за пользование таким кредитом сверх использованной суммы, понять, что платить банку после активации карты придется и в том случае, если он не потратит из кредита ни копейки. Обязательно оценить риски просрочки погашения кредита, то есть сколько это будет ему стоить по условиям договора. И только после всех этих оценок, с полным пониманием, зачем я это делаю, активировать карту», — пояснил А. Артемьев.

Эксперты сходятся во мнении, что если такая оценка покажет потребителю невыгодность или вообще невозможность погашения кредита, то карту эту лучше вовсе не активировать.

«В практике комитета известны случаи, когда потребители таких услуг ЗАО «Банк «Русский Стандарт» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» активировали карты, не просчитав последствий. Один из них в результате заплатил банку практически удвоенную сумму использованного кредита, а другой хотя и не пользовался кредитом, но с марта 2006 года к его концу оказался должным банку более 10 тысяч рублей, о чем и не подозревал в момент активации карты», — рассказал А. Артемьев.

Как отмечают эксперты, при пользовании банковскими услугами данных кредитных учреждений потребителю следует опасаться не только «опасных бонусов», но и открытого нарушения его прав и, как следствия, финансовых потерь.

Так, отмечает А. Артемьев, «новинкой» в кредитном деле является требование банка к потребителю услуги за свой счет застраховать риск невозврата долга. Иначе кредит не выдается.

«Это требование банка, мягко говоря, противоречит пункту 2 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Текст нормы гласит: «Запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме». К счастью для банков, потребители, видимо, по незнанию не обращались в комитет по этим вопросам. Здесь закон полностью на стороне потребителя, и любой суд, рассматривающий иск потребителя о возмещении таких убытков, обяжет банк вернуть расходы на страхование», — заверил А. Артемьев.

«В первом случае мы имеем дело с некоторым приемом воздействия на потребителя, провоцирующего его сделать необдуманный поступок себе в убыток, который не может быть квалифицирован с позиций потребительского законодательства. Во втором случае налицо очевидные признаки действий в нарушение норм, установленных законом», — пояснил А. Артемьев.

Эксперты не сомневаются, что подобное оказание финансовых услуг противоречит ряду норм как деловой этики, так и законодательства. Подобный подход к позиционированию на рынке услуг характеризует банк как неклиентоориентированный и рано или поздно способен привести к потере доверия со стороны потенциальных клиентов, репутационным потерям. А это, в свою очередь, может стать причиной потери позиций на рынке предоставления банковских услуг, тем более в условиях возрастающей конкуренции в этом сегменте экономики.


Другие материалы по теме: