Кирилл Скуратов: По ценам мы планируем конкурировать с железной дорогой

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» отвечает коммерческий директор ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Кирилл Скуратов.

— Кирилл Сергеевич, в этом году «Уральские авиалинии» внедрили и активно продвигают новую для нашего рынка услугу — электронный билет. Что это такое, в чем преимущества этого способа оплаты услуг авиакомпании?

— Электронный билет — это один из видов продажи наших услуг через Интернет. Пользуясь этой услугой, человек получает возможность, не покидая дома или рабочего места, самостоятельно выбрать не только необходимый ему рейс, но и тариф, который считает наиболее оптимальным для себя. При этом из взаимодействия между авиакомпанией и ее клиентом выпадает становящийся ненужным посредник — кассир, что снижает наши издержки. Такой способ распространения билетов выгоден как пассажиру, получающему возможность выбора и избавленному от необходимости ехать в кассы и стоять в очереди, так и авиакомпании.

Именно поэтому при покупке билетов через Интернет они получаются значительно дешевле, нежели в случае, когда их продают в обыкновенных кассах. Вместе с тем пассажиру становятся доступны скидки и специальные предложения. Дополнительный плюс заключается в том, что приобрести электронный билет можно в любое время суток, находясь в любой точке мира.

На сегодняшний день существует одно «но». Дело в том, что приобретенный билет необходимо получить «на руки». Но, замечу, эта ситуация временная. Полагаю, что данный вопрос в течение года будет решен путем принятия законодательных актов, которые введут понятие электронного билета в наше правое поле.

Когда проблему удастся решить законодательно, пассажиру необходимо будет предъявить только свой паспорт перед посадкой, что очень удобно. Билет как таковой исчезнет, это позволит нам экономить на его изготовлении, что сделает его еще более дешевым. Такая схема уже получила широкое распространение в зарубежных странах. Так, в Европе на электронный билет приходится порядка 65—70% от общего объема продаж билетов, а в США это число доходит до 90%. Я уверен, что российский рынок пойдет по аналогичному пути.

Уже сегодня крупные авиакомпании, входящие в десятку лидеров по авиаперевозкам в России, внедряют систему электронного билета.

— То есть можно говорить о том, что внедрение электронного билета — один из способов снижения стоимости авиаперелетов?

— Да, это так. Уже сейчас электронный билет «Уральских авиалиний» стоит значительно дешевле обычного. Пока это во многом рекламный ход, способ продвижения новой услуги. Но уже в ближайшем будущем мы ожидаем значительного снижения себестоимости перевозок за счет внедрения подобных систем. Во-первых, мы экономим на услугах посредника — кассира, во-вторых — на самом билете. Однако главная экономия происходит за счет перехода значительной части документооборота в электронный вид.

В то же время существуют факторы, сдерживающие развитие данного направления. Один из наиболее существенных — это достаточная неразвитость системы электронных платежей. Относительно небольшое число российских банков готово участвовать в схемах по авторизации кредитных карт. В связи с этим данный вид услуги для самого перевозчика является довольно затратным. Но, я полагаю, со временем ситуация изменится и наша авиакомпания будет получать более ощутимый экономический эффект. После того как в России будет сформирована соответствующая законодательная база и будут решены проблемы с платежами в Интернет, себестоимость электронного билета может снизиться на 30—35%.

— Какие способы расчета используются при покупке электронного билета?

— Для покупки электронного билета пассажир может воспользоваться кредитной картой, различными электронными кошельками, такими как «Яндекс.Деньги» или web money. В данном случае платеж не предусматривает никаких специальных договоров, оплата билета происходит на общих основаниях.

— Будет ли у системы возможность «помнить» покупателя электронного билета, например, при предоставлении ему скидок?

— Конечно, создание подобных систем необходимо. Наша компания уже сейчас активно работает в этом направлении, думаю, они войдут во вторую очередь внедрения системы электронного билета. Система будет запоминать покупателей, предоставлять им индивидуальные сервисы.

— В четвертом квартале 2006 года «Уральские авиалинии» значительно снизили цены на перелеты по ряду направлений. Это связано не только с внедрением электронного билета?

— Уменьшение стоимости тарифов практически по всем направлениям главным образом связано с тем, что аэропорт «Кольцово» значительно снизил цены на топливо. Произошло это не сразу и не без давления со стороны авиаперевозчиков. Но сам факт снижения цен на топливо мы расцениваем как однозначно положительный шаг, который позволил не только снизить стоимость авиаперевозок, но и значительно увеличить пассажиропоток в аэропорту.

— Можно ли говорить о том, что в Екатеринбурге, как и во всем мире, дешевеющий авиатранспорт вытесняет железнодорожные перевозки?

— Действительно, в ряде случаев, в том числе и у нас, авиабилет по цене приближается к железнодорожному. Снижение цен на авиаперевозки, на мой взгляд, определяется сразу целым рядом факторов. Во-первых, идет постоянный процесс совершенствования авиационной техники, появляются все более и более экономичные машины, такие как наши «Аэрбасы». Их использование само по себе удешевляет полет. Определенную роль играют и продажи через Интернет, о которых мы уже говорили.

Однако определяющим фактором в снижении стоимости авиаперевозок становится работа аэропортов, организация ими удобных логистических схем, стыковок тарифов и расписаний. Если аэропорт может обеспечить высокую оборачиваемость воздушного судна, ситуацию, при которой оно стоит на земле не более часа, — это значительно снижает себестоимость перелета.

Немаловажное значение имеет и стоимость услуг по обслуживанию и заправке самолета. В случае если в этой сфере наблюдается монополизм и аэропорт устанавливает цены по собственному усмотрению, говорить о снижении стоимости авиабилетов становится очень сложно.

Аэропорты, которым удается держать низкие цены на собственные услуги и применять грамотные внутренние технологии, становятся привлекательными для перевозчиков, как, например, московский аэропорт «Домодедово». Грамотная политика аэропорта приводит к тому, что количество пассажиров начинает расти, а услуги становятся более доступными по цене.

— Насколько влияют на стоимость перелетов цены на топливо? Имеются ли пути к их снижению? Может ли таким путем стать появление конкуренции на рынке авиатоплива в аэропортах?

— Стоимость топлива составляет весьма существенную часть от стоимости перелета. Об этом можно судить хотя бы по тому снижению стоимости билетов, к которому привело изменение ценовой политики аэропорта «Кольцово».

Безусловно, конкуренция на рынке поставок топлива является одним из наиболее действенных механизмов борьбы с ростом цен. В ряде городов России мы уже можем наблюдать появление в аэропортах нескольких заправщиков. Аэропорты, расположенные в центральной России и на востоке страны, как правило, отделены от ТЗК, связь между заправщиком и аэропортом только частичная. Есть и другие способы решения проблемы: в том же «Домодедово» администрация предлагает авиакомпаниям аренду цистерны для топлива, наполнять которые может любой поставщик керосина. Они более лояльны к авиакомпаниям, несмотря на то что ТЗК расположен на территории их комплекса.

Что касается «Кольцово», то я полагаю, что для всех авиаперевозчиков появление в Свердловской области еще одного ТЗК стало бы положительным моментом. Но на сегодняшний день о том, насколько это реально, сказать сложно.

У перевозчиков, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, нет возможности выбирать, с каким ТЗК работать. Ранее мы пытались вести переговоры по данному вопросу с аэропортом «Кольцово», но наши попытки не увенчались успехом.

Сходная ситуация складывается и в сфере наземного обслуживания самолета. Во всех крупных городах есть как минимум два агента, которые занимаются хендлингом. При этом деятельность администрации самого аэропорта, как правило, больше связана с обслуживанием пассажиров, их безопасностью, а также контролем движения. Все, что касается коммерческой части: почистить самолет, разместить пассажиров, — это уже прерогатива хендлинговых компаний, и авиаперевозчик вправе сам выбирать себе агента.

— Расскажите о предварительных итогах полетов в новогодние праздники, а также об итогах всего 2006 года. Насколько удачны были полеты?

— В целом я могу дать позитивную оценку полетам «Уральских авиалиний» как в праздничные дни, так и в течение года. В 2006 году наша авиакомпания перевезла более 1 млн. пассажиров.

В начале года мы активизировали подготовку к летнему сезону. В скором времени начнется продажа чартеров по летним направлениям. Так, с февраля мы намерены выставить на распродажу билеты на рейсы в Анапу, Краснодар и Симферополь.

— Насколько увеличились объемы перевозок за период новогодних праздников?

— Эти две новогодние недели не сильно выбиваются из общего календаря перелетов. Это связано с тем, что у людей появляется больше финансовых возможностей, они стали планировать свои поездки и совершать их два-три раза в году. Соответственно, количество полетов распределяется в течение года.

— Какова будет стоимость авиабилетов по южным направлениям в летний период? Можно ли ожидать столь же значительного снижения цен, как и на Москву?

— Стоимость билетов по южным направлениям будет сравнима со стоимостью проезда на железнодорожном транспорте. Особенно это касается рейсов в Сочи и Краснодар. Наша авиакомпания собирается предложить своим пассажирам довольно большое количество мест на бортах самолетов, совершающих рейсы по данным направлениям. Отмечу, что мы будем активно конкурировать с железной дорогой.

В то же время пассажиру, если он стремится приобрести билет с значительной скидкой, следует поторопиться. Как правило, число «дешевых» мест на каждом борту ограниченно. Следует отметить, что, когда пассажир приобретает билет через электронную систему, сначала ему предлагается приобрести билет на более дешевые места, а уже потом на более дорогие.

— Существуют ли какие-либо различия в качестве обслуживания пассажиров, которые приобрели билеты по разной цене, но летят на борту одного самолета?

— Как правило, мы используем такие методы на бортах самолетов экономкласса, поэтому уровень и качество обслуживания для всех пассажиров одинаковы. Но пассажир, который приобрел билет по низкой цене, не имеет никаких привилегий в плане оперирования своим билетом: он не может его сдать или поменять. То есть речь идет о действиях, непосредственно связанных с авиабилетом, но в течение самого полета разница не ощутима.

— Расскажите о планах «Уральских авиалиний» на 2007 год.

— В 2007 году наша авиакомпания планирует на 10—15% увеличить объемы перевозок. Я полагаю, что нам удастся это сделать, в том числе и за счет приобретения новых самолетов «Аэрбас», которые будут поставлены весной 2007 года. Новые самолеты мы планируем поставить на рейсы, следующие по летним направлениям.

— Расскажите об акциях, которые готовят для своих пассажиров в 2007 году «Уральские авиалинии»?

— В конце 2006 года мы переделали программу для часто летающих пассажиров. Основное преимущество в том, что теперь нет системы баллов, есть только рубли, а 10% от стоимости авиабилета возвращаются клиенту. В то же время система расчета очень простая, понятная для клиента. Пассажир заплатил деньги в кассу и знает, что авиакомпания вернет ему 10%. Причем данным преимуществом клиент может не только воспользоваться сам, но и передать это право своим родственникам, друзьям.

Следует рассказать о том, что с конца января мы плавно будем выдвигать рейсы из Челябинска: мы планируем охватить Сочи, Краснодар, Анапу и Москву.

Планы на год: это стабильно развиваться, увеличивать количество пассажиров, улучшать качество сервиса, модернизировать парк, а также предлагать своим клиентам новые услуги и направления перелетов.


Другие материалы по теме: