«Российская газета», Светлана Добрынина пишет: «До потери памяти»
14 февраля 2007 (10:26)
В историческом центре Екатеринбурга продолжается снос архитектурных памятников
Недавно областной министр по управлению госимуществом Алексей Молотков сообщил о том, что из центра города за пределы Екатеринбурга будут вывезены три памятника архитектуры. Переселение исторического достояния предполагалось начать уже в феврале.
Ожог
Старинные особняки планируется разобрать по бревнышку и вывезти в малолюдные туристические зоны — на Яшину Яму или к стеле Европа — Азия на Московском тракте. Процедуре выдворения может подвергнуться даже старейший в городе дуб, которому, по преданию, 130 лет.
По данным специалистов свердловского научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры, за последние три года на территории Екатеринбурга было снесено частично или полностью десять архитектурных памятников, и все они расположены в центральных районах города. Весь этот исторический разгром объясняется чиновниками по-житейски просто: вписать в деловую застройку несколько разрозненных деревянных строений невозможно. А если памятник не соответствует современной моде, то его удаляют.
Этот домик с резными наличниками в двух шагах от областного Дома правительства можно считать ветераном борьбы за право памятников на существование при любой моде и власти. В народе здание называют «дом Гайдара», потому что в тридцатые годы здесь жил Аркадий Гайдар.
На деревянном особняке до сих пор красуется табличка с надписью «Памятник истории. Охраняется государством», вот только сам охраняемый объект уже наполовину обгорел, а вокруг него ведется расследование трех уголовных дел. Два — по факту поджога здания, одно — самоуправства компании, ведущей застройку этого земельного участка.
Когда несколько лет назад в Екатеринбурге был разработан генеральный план развития города, памятник фактически приговорили. На этих землях решено отстроить современный деловой и торговый комплекс, именуемый «Екатеринбург-Сити». Проект центра осуществляет УГМК. На каких конкретно условиях власти передали компании землю в центре Екатеринбурга и какие площади отводятся под грандиозный проект, нам неизвестно. На официальный запрос, дважды посланный в пресс-службу УГМК, ответа в «РГ» так и не дождались. Возможно, заминку |вызвала неоднозначная ситуация с памятниками. Дом Гайдара рядом с грандиозной постройкой не уцелел. Оставить его в целости и сохранности не смогли ни охранная грамота, ни собственник государства – Анатолий Пестов. Этот памятник Екатеринбурга уникален еще и тем, что являлся единственным на Урале историческим объектом, находящимся в частной собственности. Дом достался Пестову по наследству от деда. Анатолий на свои средства памятник содержал и был готов дальше его реставрировать, не требуя помощи государства.
Но стоило семье уехать в отпуск, как неизвестные подожгли дом. Соседи видели, как в здание швырнули емкость с горючей жидкостью. Ко всем уголовным делам, возбужденным по дому Гайдара, то или иное отношение имеет фирма-заказчик строительства ЗАО «Клаас-Строй». По одной из версий следствия, поджоги дома Гайдара могли быть спровоцированы строителями, которые никак не могут убедить хозяина покинуть вместе с памятником территорию. Версия — рабочая: факт поджога установлен, но его исполнители еще разыскиваются. Зато в уголовном деле по статье 330 УК РФ «Самоуправство», возбужденном недавно по результатам проверки ГУВД Свердловской области, главным фигурантом является как раз «Клаас-Строй». Председатель антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев утверждает:
— Налицо факт самоуправства коммерческих структур. Они самовольно выживают граждан из их жилища да еще безнаказанно уничтожают объект культурного наследия.
Пока идет расследование, хозяин дома не покидает погоревшее жилище, охраняет уцелевшую часть памятника.
Воскрешение
На месте бывшей усадьбы инженера Фальковского жизнь тоже кипит бурно. Там, где некогда красовался старинный особняк, сейчас возвышается торгово-развлекательный центр «Антей». Об этой истории крушения культурного наследия «РГ» писала не однажды. Коротко напомним: по постановлению областного правительства в 2002 году, компании, возводящей центр «Антеи», был передан в аренду на 49 лет участок земли в центре Екатеринбурга. Земля выдавалась под строительство, но с условием восстановления находящегося на этой территории памятника — каменного погреба усадьбы Фальковского. По сути дела, этот погребок был уникальным сооружением конца XIX века, и при умелом подходе его можно было вписать в структуру современного развлекательного центра.
Но такой креатив, видимо, не вписался в коммерческий проект. Через некоторое время на месте погребка возник большой котлован под возведение многоуровневой подземной автомобильной парковки. О том, что погребок трансформировался в автостоянку, в Центре охраны памятников культуры узнали только, когда от старинных кирпичей и следа не осталось. До этой торжественной минуты их просто не допускали на стройплощадку, лишая возможности даже взглянуть на то, как проводится процедура реставрации. Несколько лет потребовалось для того, чтобы обратить на этот факт беззакония внимание прокуратуры.
По странному стечению обстоятельств городские власти и правоохранительные органы возмутились фактом разрушения памятника только в прошлом году, когда развлекательный центр начал работать в полную силу. Ходили слухи, что про снесенный погребок владельцу здания напомнили, когда он отказался делиться прибылью. Но, как бы там ни было, на горизонте замаячило справедливое возмездие. По закону за разрушение памятника истории и культуры инициатор акта вандализма может быть осужден на два года лишения свободы.
Но погребок инженера Фальковского до узилища никого не довел. После непродолжительного скандала и предписания прокуратуры снести незаконно построенный развлекательный центр стороны (то есть представители компании и областного министерства управления госимуществом) пошли на мировую. На пресс-конференции Алексей Молотков объявил журналистам, что вопрос решен: исторический памятник воскресят, то есть создадут заново. Причем вкопают в землю этот призрак на другой улице и в кратчайшие сроки: до первого июля нынешнего года.
Идею воскрешения из ничего архитектурного шедевра позапрошлого века в Центре охраны памятников считают абсурдной.
— Это афера чистой воды, — уверен заместитель генерального директора центра Андрей Григорьев. — У нас, конечно, сохранились чертежи усадьбы и ее фотографии. Но в те времена строили особыми материалами и по особым технологиям. Воссоздать это сейчас невозможно. То, что предлагают нам сейчас, — пустышка, копеечная копия, которая не имеет никакой культурной ценности.
Сплав бревен
К счастью, на всю эту историческую анархию пока еще находится управа. Судьбу всех, даже региональных памятников на территории страны имеют право решать только в Министерстве культуры РФ. В прошлом году из Екатеринбурга в столицу ушла увесистая папка документов, ходатайствующих о лишении статуса памятника нескольких уже снесенных объектов (дома украшали улицу Вайнера до ее глобальной реконструкции) и о переносе за черту города трех старинных особняков. Представители строительных организаций уверяли сотрудников Центра охраны памятников, что все вопросы уже утрясены и решение об удалении «рухляди» уже фактически лежит у них в кармане. Не тут то было.
По нашей информации, состоявшийся в Москве научно-методический совет при Министерстве культуры РФ отказал городу по всем пунктам. И сейчас разрушители национального достояния с улицы Вайнера должны давать показания прокурорам, а планы по сплаву старинных особняков в леса зависли в воздухе. Вот только боимся, затишье на культурно-строительном фронте продлится недолго.
Комментарии
Владимир Крицкий, заместитель Главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования:
— Екатеринбург застраивается в строгом соответствии с Генеральным планом города, рассчитанном на период до 2025 года, в котором предусмотрено и создание охранных зон памятников. Но, к сожалению, есть и проблемы.
Так. являясь лидером среди городов России (не считая Москвы и Санкт-Петербурга) по объемам капитального строительства, Екатеринбург имеет самую маленькую среди городов-миллионников территорию — 49 тысяч гектаров. В результате мы вынуждены значительную часть застройки осуществлять в порядке уплотнения ранее застроенных территорий. Что касается «исторической зоны Екатеринбурга», то таковой просто не существует. Есть охранные зоны отдельных памятников.
Многоэтажное строительство в центре города ведется и будет вестись — это мировая тенденция, и мы никуда от нее не денемся. Другое дело, что необходим компромисс между современной застройкой и исторической средой, памятниками истории и архитектуры. Администрация города стремится по максимуму сохранять историческую застройку — там, где это возможно. Например, на улице Чапаева, где памятники не только сохраняются, но и воссоздаются. Где же такой возможности нет, осуществляется перенос памятников. В частности, это касается территории Екатеринбург-Сити. Вписать в деловую застройку, достигающую 60 этажей, несколько разрозненных деревянных строений конца XIX века невозможно, поэтому застройщик — УГМК — вышел с предложением создать на территории возводимого им же нового жилого района, в его общественном центре, отдельную улочку из этих образцов исторической застройки Екатеринбурга. Предложение рассматривается в областном министерстве культуры.
Недавно областной министр по управлению госимуществом Алексей Молотков сообщил о том, что из центра города за пределы Екатеринбурга будут вывезены три памятника архитектуры. Переселение исторического достояния предполагалось начать уже в феврале.
Ожог
Старинные особняки планируется разобрать по бревнышку и вывезти в малолюдные туристические зоны — на Яшину Яму или к стеле Европа — Азия на Московском тракте. Процедуре выдворения может подвергнуться даже старейший в городе дуб, которому, по преданию, 130 лет.
По данным специалистов свердловского научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры, за последние три года на территории Екатеринбурга было снесено частично или полностью десять архитектурных памятников, и все они расположены в центральных районах города. Весь этот исторический разгром объясняется чиновниками по-житейски просто: вписать в деловую застройку несколько разрозненных деревянных строений невозможно. А если памятник не соответствует современной моде, то его удаляют.
Этот домик с резными наличниками в двух шагах от областного Дома правительства можно считать ветераном борьбы за право памятников на существование при любой моде и власти. В народе здание называют «дом Гайдара», потому что в тридцатые годы здесь жил Аркадий Гайдар.
На деревянном особняке до сих пор красуется табличка с надписью «Памятник истории. Охраняется государством», вот только сам охраняемый объект уже наполовину обгорел, а вокруг него ведется расследование трех уголовных дел. Два — по факту поджога здания, одно — самоуправства компании, ведущей застройку этого земельного участка.
Когда несколько лет назад в Екатеринбурге был разработан генеральный план развития города, памятник фактически приговорили. На этих землях решено отстроить современный деловой и торговый комплекс, именуемый «Екатеринбург-Сити». Проект центра осуществляет УГМК. На каких конкретно условиях власти передали компании землю в центре Екатеринбурга и какие площади отводятся под грандиозный проект, нам неизвестно. На официальный запрос, дважды посланный в пресс-службу УГМК, ответа в «РГ» так и не дождались. Возможно, заминку |вызвала неоднозначная ситуация с памятниками. Дом Гайдара рядом с грандиозной постройкой не уцелел. Оставить его в целости и сохранности не смогли ни охранная грамота, ни собственник государства – Анатолий Пестов. Этот памятник Екатеринбурга уникален еще и тем, что являлся единственным на Урале историческим объектом, находящимся в частной собственности. Дом достался Пестову по наследству от деда. Анатолий на свои средства памятник содержал и был готов дальше его реставрировать, не требуя помощи государства.
Но стоило семье уехать в отпуск, как неизвестные подожгли дом. Соседи видели, как в здание швырнули емкость с горючей жидкостью. Ко всем уголовным делам, возбужденным по дому Гайдара, то или иное отношение имеет фирма-заказчик строительства ЗАО «Клаас-Строй». По одной из версий следствия, поджоги дома Гайдара могли быть спровоцированы строителями, которые никак не могут убедить хозяина покинуть вместе с памятником территорию. Версия — рабочая: факт поджога установлен, но его исполнители еще разыскиваются. Зато в уголовном деле по статье 330 УК РФ «Самоуправство», возбужденном недавно по результатам проверки ГУВД Свердловской области, главным фигурантом является как раз «Клаас-Строй». Председатель антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев утверждает:
— Налицо факт самоуправства коммерческих структур. Они самовольно выживают граждан из их жилища да еще безнаказанно уничтожают объект культурного наследия.
Пока идет расследование, хозяин дома не покидает погоревшее жилище, охраняет уцелевшую часть памятника.
Воскрешение
На месте бывшей усадьбы инженера Фальковского жизнь тоже кипит бурно. Там, где некогда красовался старинный особняк, сейчас возвышается торгово-развлекательный центр «Антей». Об этой истории крушения культурного наследия «РГ» писала не однажды. Коротко напомним: по постановлению областного правительства в 2002 году, компании, возводящей центр «Антеи», был передан в аренду на 49 лет участок земли в центре Екатеринбурга. Земля выдавалась под строительство, но с условием восстановления находящегося на этой территории памятника — каменного погреба усадьбы Фальковского. По сути дела, этот погребок был уникальным сооружением конца XIX века, и при умелом подходе его можно было вписать в структуру современного развлекательного центра.
Но такой креатив, видимо, не вписался в коммерческий проект. Через некоторое время на месте погребка возник большой котлован под возведение многоуровневой подземной автомобильной парковки. О том, что погребок трансформировался в автостоянку, в Центре охраны памятников культуры узнали только, когда от старинных кирпичей и следа не осталось. До этой торжественной минуты их просто не допускали на стройплощадку, лишая возможности даже взглянуть на то, как проводится процедура реставрации. Несколько лет потребовалось для того, чтобы обратить на этот факт беззакония внимание прокуратуры.
По странному стечению обстоятельств городские власти и правоохранительные органы возмутились фактом разрушения памятника только в прошлом году, когда развлекательный центр начал работать в полную силу. Ходили слухи, что про снесенный погребок владельцу здания напомнили, когда он отказался делиться прибылью. Но, как бы там ни было, на горизонте замаячило справедливое возмездие. По закону за разрушение памятника истории и культуры инициатор акта вандализма может быть осужден на два года лишения свободы.
Но погребок инженера Фальковского до узилища никого не довел. После непродолжительного скандала и предписания прокуратуры снести незаконно построенный развлекательный центр стороны (то есть представители компании и областного министерства управления госимуществом) пошли на мировую. На пресс-конференции Алексей Молотков объявил журналистам, что вопрос решен: исторический памятник воскресят, то есть создадут заново. Причем вкопают в землю этот призрак на другой улице и в кратчайшие сроки: до первого июля нынешнего года.
Идею воскрешения из ничего архитектурного шедевра позапрошлого века в Центре охраны памятников считают абсурдной.
— Это афера чистой воды, — уверен заместитель генерального директора центра Андрей Григорьев. — У нас, конечно, сохранились чертежи усадьбы и ее фотографии. Но в те времена строили особыми материалами и по особым технологиям. Воссоздать это сейчас невозможно. То, что предлагают нам сейчас, — пустышка, копеечная копия, которая не имеет никакой культурной ценности.
Сплав бревен
К счастью, на всю эту историческую анархию пока еще находится управа. Судьбу всех, даже региональных памятников на территории страны имеют право решать только в Министерстве культуры РФ. В прошлом году из Екатеринбурга в столицу ушла увесистая папка документов, ходатайствующих о лишении статуса памятника нескольких уже снесенных объектов (дома украшали улицу Вайнера до ее глобальной реконструкции) и о переносе за черту города трех старинных особняков. Представители строительных организаций уверяли сотрудников Центра охраны памятников, что все вопросы уже утрясены и решение об удалении «рухляди» уже фактически лежит у них в кармане. Не тут то было.
По нашей информации, состоявшийся в Москве научно-методический совет при Министерстве культуры РФ отказал городу по всем пунктам. И сейчас разрушители национального достояния с улицы Вайнера должны давать показания прокурорам, а планы по сплаву старинных особняков в леса зависли в воздухе. Вот только боимся, затишье на культурно-строительном фронте продлится недолго.
Комментарии
Владимир Крицкий, заместитель Главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования:
— Екатеринбург застраивается в строгом соответствии с Генеральным планом города, рассчитанном на период до 2025 года, в котором предусмотрено и создание охранных зон памятников. Но, к сожалению, есть и проблемы.
Так. являясь лидером среди городов России (не считая Москвы и Санкт-Петербурга) по объемам капитального строительства, Екатеринбург имеет самую маленькую среди городов-миллионников территорию — 49 тысяч гектаров. В результате мы вынуждены значительную часть застройки осуществлять в порядке уплотнения ранее застроенных территорий. Что касается «исторической зоны Екатеринбурга», то таковой просто не существует. Есть охранные зоны отдельных памятников.
Многоэтажное строительство в центре города ведется и будет вестись — это мировая тенденция, и мы никуда от нее не денемся. Другое дело, что необходим компромисс между современной застройкой и исторической средой, памятниками истории и архитектуры. Администрация города стремится по максимуму сохранять историческую застройку — там, где это возможно. Например, на улице Чапаева, где памятники не только сохраняются, но и воссоздаются. Где же такой возможности нет, осуществляется перенос памятников. В частности, это касается территории Екатеринбург-Сити. Вписать в деловую застройку, достигающую 60 этажей, несколько разрозненных деревянных строений конца XIX века невозможно, поэтому застройщик — УГМК — вышел с предложением создать на территории возводимого им же нового жилого района, в его общественном центре, отдельную улочку из этих образцов исторической застройки Екатеринбурга. Предложение рассматривается в областном министерстве культуры.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- НП Центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловск ...
- НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской об ...
- Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории ...
- Заместитель директора НПП по охране и использованию памятников истории и к ...
- СРО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: Снос ЗАО ...