«Уральский рабочий», Елена Мационг пишет: «Управдом на аппетит не жалуется»
16 марта 2007 (10:28)
Отдельные управляющие компании умудряются забирать себе три четверти средств, собираемых с населения
Проще говоря, на все работы и услуги в сфере коммуналки порой остается всего 25 копеек с каждого рубля, который платят жильцы, остальное прямиком идет в карманы управленцев.
Эти, прямо скажем, непраздничные цифры отважился обнародовать председатель Региональной энергетической комиссии Николай Подкопай на конференции «ЖКХ Урала: состояние и перспективы развития». Правда, председатель РЭК не стал стыдить виновников прилюдно накануне Дня работников ЖКХ, решил не называть даже муниципалитеты, где были выявлены эти данные, но, судя по всему, таких в области немало. Николай Подкопай отметил лишь, что «руководители сами об этом прекрасно знают, как догадываются и о том, что при таком раскладе, сколько тарифы ни повышай, никакого толку не будет, коммуналка так и будет лежать на боку».
По словам Николая Подкопая, нередко число управленцев в управляющих организациях превышает существующие нормативы в три-четыре раза (!). Что уж говорить о повсеместно завышенных суммах затрат на содержание и ремонт жилья. Впрочем, существование ЖЭКов-Потрошителей — это, похоже, только часть бед многострадальной коммуналки, в которой сейчас идет реформирование.
Как отметил Богдан Процык, заместитель министра ЖКХ области, до сих пор одной из главных проблем остается существование ветхого жилья. Доживающих свой век домов и квартир в нашей области три процента из 91 миллиона 200 тысяч квадратных метров имеющегося жилищного фонда. Ко всему, 60 процентов составляет износ сетей коммуникации. Хотя, по словам Богдана Ивановича, в отдельных муниципалитетах, как, скажем, в Артях и Ачите, уже удалось снизить цифры износа до 30—40 процентов. К слову, в одном Екатеринбурге, по данным на прошлый год, было заменено 117 километров отживших свой век сетей коммуникации.
Вообще же, в идеале, коммунальщики ставят себе задачу снизить планку износа сетей до 10—15 процентов. «Только тогда мы сможем работать в нормальном, эксплуатационном режиме, а не как сейчас в аварийно-восстановительном», — решительно заключил Богдан Процык.
Вот только насколько реально воплотить эти глобальные планы в жизнь, по крайней мере до конца срока реформирования ЖКХ? Напомню, оно должно завершиться уже через три года, к 2010 году. Коммунальщики надеются, что часть денег подкинет Федерация под проект «Ликвидация ветхого жилья». «Мы думаем, центр теперь будет выделять нам ежегодно значительно больше тридцати-сорока миллионов рублей, как практиковалось прежде», — заметил Богдан Процык. Ко всему, надо признать, что и областной бюджет до сих пор довольно щедро спонсирует коммуналку. Как с воодушевлением поведал заместитель министра, на погашение разницы между тарифами и реальными затратами на содержание коммунальной сферы в прошлом году был выделен один миллиард рублей.
На что председатель РЭК парировал: «Радоваться в данном случае особо нечему. Эти деньги по сути оторвали от образования, здравоохранения, других социальных сфер, где они могли бы принести, может быть, куда большую пользу».
Чтобы ЖКХ беспрерывно не оттягивало на себя народные деньги, работа в нем должна выстраиваться так, чтобы оно само становилось рентабельным. Легко сказать, а как это сделать? Коммунальная сфера, несмотря на бесконечные разговоры о реформировании, остается одной из самых громоздких, инертных и неповоротливых. К слову, особенно наглядно это подтвердило независимое исследование Региональной энергетической комиссии. Для того чтобы получить реальную картину происходящего в сфере ЖКХ, эксперты РЭК решили сверить данные, предоставляемые муниципалитетами и управляющими организациями, с теми, которые они получили из своих источников. И вот что в результате выяснилось.
Только в шести из 50 исследованных муниципалитетов оказались в наличии акты обмеров площади придомовых территорий, то есть по большому счету, лишь в каждом десятом муниципальном образовании. «Каким образом рассчитывалась при этом стоимость услуги за обслуживание придомовой территории для населения, одному богу известно», — отметил Николай Подкопай. Очевидно, подсчет идет на глазок, а ведь все это лишние деньги, которые платят люди.
Еще более загадочной выглядит ситуация с предоставляемыми РЭК данными от муниципалитетов и управляющих организаций, когда те заявляют в комиссию о намерении повысить тарифы для населения. Как выясняется, суммарная обсуживаемая площадь, которая заложена в расчеты, порой в разы превышает ту, что существует на самом деле. «По-русски говоря, — отмечает председатель РЭК, — нам предлагают рассчитать тарифы исходя из площади, которой в природе не существует. Усугубляет положение то, что, как правило, инвентаризация жилищного фонда не проведена, а если и есть хоть какие-то данные, то 15—17-летней давности».
Стоит ли удивляться, что при такой коммунальной неразберихе в верхах население не очень-то спешит с выбором способа управления своим домом, что является еще одной из главных составляющих реформы ЖКХ. На сегодня собрания по выбору способа управления прошли пока только в 54 процентах всех домов области. Причем жильцы в большинстве своем (90 процентов) предпочли не создавать ТСЖ, а довериться управляющей компании (проще говоря, все тому же до боли привычному ЖЭКу).
Причина низкой активности понятна: во-первых, люди очень плохо осведомлены об этой коммунальной затее, а во-вторых, опасаются менять статус-кво потому, что большинство многоквартирных домов нуждаются в капитальном ремонте. Кто понесет неизбежные огромные затраты после выбора способа управления? Вопрос этот до сих пор остается открытым. По крайней мере государство взвалить этот воз на себя не собирается, а инвесторы на такое гиблое дело вряд ли клюнут.
Как прогнозируют эксперты, скорее всего успокоится все тем, что к маю следующего года, когда процедура выбора должна быть повсеместно завершена, управление примерно 20—30 процентами так и не определившегося жилищного фонда будет передано УК. Управляющими компаниями муниципалитеты осчастливят жильцов после проведенного конкурса. К слову, и в этой области коммуналки, как выясняется, далеко не все чисто. Практически невозможно исключить риск нарваться на аферистов. Так, одну из проворовавшихся компаний в Екатеринбурге возглавлял не кто иной, как депутат Государственной думы. Из 24 ранее действовавших управляющих компаний на рынке ЖКХ областного центра сейчас осталась только 21.
Словом, теперь, за время, оставшееся до проведения конкурса, муниципалитетам предстоит еще на сто раз перепроверить управляющие организации, которые стремятся работать на рынке ЖКХ, чтобы максимально обезопасить жильцов на будущее.
Что такое ЖКХ области?
Это 91 миллион 200 тысяч квадратных метров жилищного фонда,
3000 котельных и теплопунктов,
3500 артезианских скважин,
54 водопроводных станции,
86 очистных сооружений,
70 тысяч километров тепло- и водопроводных сетей
и 1313 предприятий ЖКХ.
Проще говоря, на все работы и услуги в сфере коммуналки порой остается всего 25 копеек с каждого рубля, который платят жильцы, остальное прямиком идет в карманы управленцев.
Эти, прямо скажем, непраздничные цифры отважился обнародовать председатель Региональной энергетической комиссии Николай Подкопай на конференции «ЖКХ Урала: состояние и перспективы развития». Правда, председатель РЭК не стал стыдить виновников прилюдно накануне Дня работников ЖКХ, решил не называть даже муниципалитеты, где были выявлены эти данные, но, судя по всему, таких в области немало. Николай Подкопай отметил лишь, что «руководители сами об этом прекрасно знают, как догадываются и о том, что при таком раскладе, сколько тарифы ни повышай, никакого толку не будет, коммуналка так и будет лежать на боку».
По словам Николая Подкопая, нередко число управленцев в управляющих организациях превышает существующие нормативы в три-четыре раза (!). Что уж говорить о повсеместно завышенных суммах затрат на содержание и ремонт жилья. Впрочем, существование ЖЭКов-Потрошителей — это, похоже, только часть бед многострадальной коммуналки, в которой сейчас идет реформирование.
Как отметил Богдан Процык, заместитель министра ЖКХ области, до сих пор одной из главных проблем остается существование ветхого жилья. Доживающих свой век домов и квартир в нашей области три процента из 91 миллиона 200 тысяч квадратных метров имеющегося жилищного фонда. Ко всему, 60 процентов составляет износ сетей коммуникации. Хотя, по словам Богдана Ивановича, в отдельных муниципалитетах, как, скажем, в Артях и Ачите, уже удалось снизить цифры износа до 30—40 процентов. К слову, в одном Екатеринбурге, по данным на прошлый год, было заменено 117 километров отживших свой век сетей коммуникации.
Вообще же, в идеале, коммунальщики ставят себе задачу снизить планку износа сетей до 10—15 процентов. «Только тогда мы сможем работать в нормальном, эксплуатационном режиме, а не как сейчас в аварийно-восстановительном», — решительно заключил Богдан Процык.
Вот только насколько реально воплотить эти глобальные планы в жизнь, по крайней мере до конца срока реформирования ЖКХ? Напомню, оно должно завершиться уже через три года, к 2010 году. Коммунальщики надеются, что часть денег подкинет Федерация под проект «Ликвидация ветхого жилья». «Мы думаем, центр теперь будет выделять нам ежегодно значительно больше тридцати-сорока миллионов рублей, как практиковалось прежде», — заметил Богдан Процык. Ко всему, надо признать, что и областной бюджет до сих пор довольно щедро спонсирует коммуналку. Как с воодушевлением поведал заместитель министра, на погашение разницы между тарифами и реальными затратами на содержание коммунальной сферы в прошлом году был выделен один миллиард рублей.
На что председатель РЭК парировал: «Радоваться в данном случае особо нечему. Эти деньги по сути оторвали от образования, здравоохранения, других социальных сфер, где они могли бы принести, может быть, куда большую пользу».
Чтобы ЖКХ беспрерывно не оттягивало на себя народные деньги, работа в нем должна выстраиваться так, чтобы оно само становилось рентабельным. Легко сказать, а как это сделать? Коммунальная сфера, несмотря на бесконечные разговоры о реформировании, остается одной из самых громоздких, инертных и неповоротливых. К слову, особенно наглядно это подтвердило независимое исследование Региональной энергетической комиссии. Для того чтобы получить реальную картину происходящего в сфере ЖКХ, эксперты РЭК решили сверить данные, предоставляемые муниципалитетами и управляющими организациями, с теми, которые они получили из своих источников. И вот что в результате выяснилось.
Только в шести из 50 исследованных муниципалитетов оказались в наличии акты обмеров площади придомовых территорий, то есть по большому счету, лишь в каждом десятом муниципальном образовании. «Каким образом рассчитывалась при этом стоимость услуги за обслуживание придомовой территории для населения, одному богу известно», — отметил Николай Подкопай. Очевидно, подсчет идет на глазок, а ведь все это лишние деньги, которые платят люди.
Еще более загадочной выглядит ситуация с предоставляемыми РЭК данными от муниципалитетов и управляющих организаций, когда те заявляют в комиссию о намерении повысить тарифы для населения. Как выясняется, суммарная обсуживаемая площадь, которая заложена в расчеты, порой в разы превышает ту, что существует на самом деле. «По-русски говоря, — отмечает председатель РЭК, — нам предлагают рассчитать тарифы исходя из площади, которой в природе не существует. Усугубляет положение то, что, как правило, инвентаризация жилищного фонда не проведена, а если и есть хоть какие-то данные, то 15—17-летней давности».
Стоит ли удивляться, что при такой коммунальной неразберихе в верхах население не очень-то спешит с выбором способа управления своим домом, что является еще одной из главных составляющих реформы ЖКХ. На сегодня собрания по выбору способа управления прошли пока только в 54 процентах всех домов области. Причем жильцы в большинстве своем (90 процентов) предпочли не создавать ТСЖ, а довериться управляющей компании (проще говоря, все тому же до боли привычному ЖЭКу).
Причина низкой активности понятна: во-первых, люди очень плохо осведомлены об этой коммунальной затее, а во-вторых, опасаются менять статус-кво потому, что большинство многоквартирных домов нуждаются в капитальном ремонте. Кто понесет неизбежные огромные затраты после выбора способа управления? Вопрос этот до сих пор остается открытым. По крайней мере государство взвалить этот воз на себя не собирается, а инвесторы на такое гиблое дело вряд ли клюнут.
Как прогнозируют эксперты, скорее всего успокоится все тем, что к маю следующего года, когда процедура выбора должна быть повсеместно завершена, управление примерно 20—30 процентами так и не определившегося жилищного фонда будет передано УК. Управляющими компаниями муниципалитеты осчастливят жильцов после проведенного конкурса. К слову, и в этой области коммуналки, как выясняется, далеко не все чисто. Практически невозможно исключить риск нарваться на аферистов. Так, одну из проворовавшихся компаний в Екатеринбурге возглавлял не кто иной, как депутат Государственной думы. Из 24 ранее действовавших управляющих компаний на рынке ЖКХ областного центра сейчас осталась только 21.
Словом, теперь, за время, оставшееся до проведения конкурса, муниципалитетам предстоит еще на сто раз перепроверить управляющие организации, которые стремятся работать на рынке ЖКХ, чтобы максимально обезопасить жильцов на будущее.
Что такое ЖКХ области?
Это 91 миллион 200 тысяч квадратных метров жилищного фонда,
3000 котельных и теплопунктов,
3500 артезианских скважин,
54 водопроводных станции,
86 очистных сооружений,
70 тысяч километров тепло- и водопроводных сетей
и 1313 предприятий ЖКХ.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Заместитель министра строительства и ЖКХ Свердловской области Богдан Процык ...
- Жильцы около 30% многоквартирных домов не выбрали способ управления домом
- Собрания собственников для выбора способа управления жильем прошли только в ...
- Более 80% населения Екатеринбурга определились с выбором способа управления ...
- Более 80% населения Екатеринбурга определились с выбором способа управления ...