Торговое сообщество Екатеринбурга: Попытка жестко регламентировать взаимоотношения ретейлеров с региональными производителями ничем не обоснована
26 апреля 2007 (13:40)
В Законодательном собрании Свердловской области состоялся круглый стол по вопросу «О проблемах и перспективах развития пищевой и перерабатывающей промышленности», на котором прозвучало предложение обязать продовольственных ретейлеров отводить определенную долю в общем ассортименте товаров региональным производителям.
Между тем представители розничной торговли и самих поставщиков продовольственной продукции полагают, что создание для ретейлеров жестких регламентов в сфере взаимоотношений с региональными производителями ничем не обосновано.
«Если продукция производителя не соответствует запросам покупателя, то требование выставлять на продажу определенную долю такого товара не принесет пользы ни ретейлеру, ни потребителю, ни самому поставщику данной продукции. Рынок в данном случае сам диктует условия — если товар не пользуется спросом, то, даже если обязать ретейлера его продавать, покупать его не будут. И наоборот, очевидно, что некоторые виды продукции местных производителей популярны среди населения. Конечно, такой поставщик интересен всем торговым сетям», — сообщила УрБК пресс-секретарь торговой сети «Купец» Надежда Бурико.
Директор ООО «Молочный Кит» Денис Шмыков считает, что идея о введении таких требований была бы правильна, если бы для ее реализации существовал какой-либо механизм, кроме административного. «К сожалению, такого инструмента я не вижу, а административный ресурс не сможет быть эффективно задействован в условиях свободного рынка. Я полагаю, что поднимать производство необходимо, не увеличивая давление на ретейлеров, а снижая издержки. Они в области очень высоки. Можно привести пример, что для того, чтобы произвести 6 литров молока, в Европе необходимо порядка 10 человек, а у нас 160—200. Снижения издержек можно достичь, снижая налоговые ставки, укрупняя производственные и перерабатывающие предприятия», — отметил Д. Шмыков.
По словам исполнительного директора НП «Альянс» Алексея Подоляко, ситуация, сложившаяся в сфере производства пищевой продукции в Свердловской области, не идеальна. Однако существует множество способов для ее улучшения, в том числе и в тех областях, где пока компромисс не найден. «К сожалению, с моей точки зрения, основной акцент делается в сторону взаимоотношений с ретейлерами. Эта проблема — далеко не основная — преподносится как жизненно важная для производителей», — сообщил А. Подоляко.
«По моему мнению, одним из главных тормозов, мешающих развитию региональных производителей продовольственных товаров, является отсутствие специализации. 90% предприятий Свердловской области выпускают один и тот же вид товаров, например молочную колбасу, и это является их основным производством. Между тем рынку не нужно такое количество поставщиков одинаковой продукции. У потребителя она не пользуется спросом, так как он в любом случае делает выбор одного-двух поставщиков, ретейлер не получает выгоды, так как его полки заняты непопулярным товаром, и сам производитель оказывается в минусе. А вот специализированной продукции не хватает, причем торговые сети готовы сотрудничать с местными поставщиками, но последним, как правило, в этой категории товара нечего предложить. А значит, эту нишу занимают региональные или федеральные бренды. Эта проблема связана с тем, что отсутствует стратегическое направление изучения потребительского рынка и развития ассортимента. Представляется логичным, что решением этого вопроса могли бы заняться соответствующие структуры областного правительства (например, Минсельхоз). Такая работа была проведена в птицепроме и привела к тому, что эта отрасль рынка на сегодня полностью обеспечивает область необходимыми товарами и даже вывозит часть продукции за границы региона. Проблемы, возникающие в сфере производства и ретейла продовольственных товаров, необходимо решать с помощью переговоров и рыночных инструментов. И помыслы о легких силовых решениях на условиях разнарядки и административного давления — это иллюзии», — заключил А. Подоляко.
Между тем представители розничной торговли и самих поставщиков продовольственной продукции полагают, что создание для ретейлеров жестких регламентов в сфере взаимоотношений с региональными производителями ничем не обосновано.
«Если продукция производителя не соответствует запросам покупателя, то требование выставлять на продажу определенную долю такого товара не принесет пользы ни ретейлеру, ни потребителю, ни самому поставщику данной продукции. Рынок в данном случае сам диктует условия — если товар не пользуется спросом, то, даже если обязать ретейлера его продавать, покупать его не будут. И наоборот, очевидно, что некоторые виды продукции местных производителей популярны среди населения. Конечно, такой поставщик интересен всем торговым сетям», — сообщила УрБК пресс-секретарь торговой сети «Купец» Надежда Бурико.
Директор ООО «Молочный Кит» Денис Шмыков считает, что идея о введении таких требований была бы правильна, если бы для ее реализации существовал какой-либо механизм, кроме административного. «К сожалению, такого инструмента я не вижу, а административный ресурс не сможет быть эффективно задействован в условиях свободного рынка. Я полагаю, что поднимать производство необходимо, не увеличивая давление на ретейлеров, а снижая издержки. Они в области очень высоки. Можно привести пример, что для того, чтобы произвести 6 литров молока, в Европе необходимо порядка 10 человек, а у нас 160—200. Снижения издержек можно достичь, снижая налоговые ставки, укрупняя производственные и перерабатывающие предприятия», — отметил Д. Шмыков.
По словам исполнительного директора НП «Альянс» Алексея Подоляко, ситуация, сложившаяся в сфере производства пищевой продукции в Свердловской области, не идеальна. Однако существует множество способов для ее улучшения, в том числе и в тех областях, где пока компромисс не найден. «К сожалению, с моей точки зрения, основной акцент делается в сторону взаимоотношений с ретейлерами. Эта проблема — далеко не основная — преподносится как жизненно важная для производителей», — сообщил А. Подоляко.
«По моему мнению, одним из главных тормозов, мешающих развитию региональных производителей продовольственных товаров, является отсутствие специализации. 90% предприятий Свердловской области выпускают один и тот же вид товаров, например молочную колбасу, и это является их основным производством. Между тем рынку не нужно такое количество поставщиков одинаковой продукции. У потребителя она не пользуется спросом, так как он в любом случае делает выбор одного-двух поставщиков, ретейлер не получает выгоды, так как его полки заняты непопулярным товаром, и сам производитель оказывается в минусе. А вот специализированной продукции не хватает, причем торговые сети готовы сотрудничать с местными поставщиками, но последним, как правило, в этой категории товара нечего предложить. А значит, эту нишу занимают региональные или федеральные бренды. Эта проблема связана с тем, что отсутствует стратегическое направление изучения потребительского рынка и развития ассортимента. Представляется логичным, что решением этого вопроса могли бы заняться соответствующие структуры областного правительства (например, Минсельхоз). Такая работа была проведена в птицепроме и привела к тому, что эта отрасль рынка на сегодня полностью обеспечивает область необходимыми товарами и даже вывозит часть продукции за границы региона. Проблемы, возникающие в сфере производства и ретейла продовольственных товаров, необходимо решать с помощью переговоров и рыночных инструментов. И помыслы о легких силовых решениях на условиях разнарядки и административного давления — это иллюзии», — заключил А. Подоляко.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- НП «Альянс»: Одной из главных причин, мешающих развитию местных товаропроиз ...
- Торговая сеть «Купец»: Попытка жестко регламентировать взаимоотношения рете ...
- ООО «Молочный Кит»: Поднимать производство продовольственных товаров в Свер ...
- Одна из проблем местных производителей — невозможность предложить торговым ...
- Одна из проблем местных производителей — невозможность предложить торговым ...