Переход на среднесрочное планирование положительно скажется на деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов

28 мая 2007 (16:00)

В России начат процесс перехода на среднесрочное (трехлетнее) бюджетное планирование. Со следующего года трехлетние финансовые планы будут приняты как на уровне страны в целом, так и на уровне субъектов Федерации.

Большинство аналитиков склонно позитивно отзываться о планах правительства по переходу на среднесрочное бюджетирование, отмечая оправданность принятия подобного решения в современных условиях. Вместе с тем ряд экспертов акцентируют внимание на том, что принятие подобного решения не повлияет на экономическое положение, более того, в строку затрат бюджета необходимо будет вносить затраты на само ежегодное планирование.

«Запланированный правительством России переход на среднесрочное бюджетирование — вполне логичный и уместный в современных реалиях шаг. Россия уже может позволить себе подобное планирование, для этого есть все основания — экономическая и политическая стабильность. Более того, многие сегодняшние экономические процессы не укладываются в один год, так как проекты запланированы на больший срок», — сообщил УрБК директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.

«Переход на среднесрочное (трехлетнее) бюджетное планирование добавит экономике предсказуемости действий центральных финансовых властей, упорядочит процедуру принятия и реализации решений, важных для денежно-кредитной и бюджетной политики, создаст предпосылки для составления планов всех секторов экономики. Целевые ориентиры, заложенные в трехлетнем бюджетном плане, необходимы для каждого субъекта в отдельности, и кто как не центральные финансовые власти, обладающие ресурсами по обработке масштабной и сложной информации, способны составить такие объективные целевые ориентиры», — рассказал УрБК генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.

«Современные условия как раз закладывают основу для составления такого среднесрочного планирования, реализация многих проектов просто невозможна без такого планирования. Такие планы необходимы и для государственных органов, они создают более длительные временные горизонты и для граждан — для всех категорий населения, включая юное поколение», — добавил В. Чащин.

«Теоретически переход на среднесрочное планирование бюджета повышает предсказуемость экономической политики в части ее бюджетной составляющей, но значимых, влияющих на рост экономики последствий подобный переход не привносит», — считает директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер» Виталий Калугин.

«Долгосрочное бюджетирование имеет свои преимущества перед среднесрочным, поскольку позволяет хотя бы снизить издержки на саму работу над бюджетом», — уточнил руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ ИК «ФИНАМ» Владислав Кочетков.

«Переход на среднесрочное бюджетирование оправдан во всех отношениях. Есть две причины, которые побуждают нас к этому. Первая причина заключается в том, что многоразовое усложнение хозяйственных связей на территории РФ объективно требует прогнозных оценок социально-экономического развития и планирования возможных вариантов поведения власти в системообразующих сферах, особенно финансовой. Вторая причина: планирование бюджетного процесса обусловлено также и жизненным циклом ряда социально-экономических и общественно-политических решений (реформа РАН и вузов 2006—2008 гг., запуск первой очереди целевых программ). Для нашей «властной элиты» этим сроком является 3 года, для большинства развитых стран — 5 лет», — сообщил УрБК директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин.

В качестве основных макроэкономических факторов, препятствующих данному нововведению, эксперты называют неустойчивую ценовую позицию нефти, давление денежной массы и гиперинфляцию.

«Макроэкономическим фактором, препятствующим введению среднесрочного бюджетирования, выступает в первую очередь неустойчивая цена на нефть», — отметил В. Калугин.

«Давление денежной массы — самый значимый фактор, влияющий на инфляцию и препятствующий реализации трехлетнего бюджетного плана. Освоить накопленный избыток ликвидности за последние годы, превратить эту массу в инвестиции единомоментно практически невозможно. Благоприятствующий фактор для внедрения трехлетнего плана — процентные ставки. С нынешних уровней они будут только снижаться, что касается остальных, то пока они не особо корректируют заложенные параметры реализации этого плана и находятся в комфортном диапазоне», — констатирует В. Чащин.

Эксперты полагают, что переход на среднесрочное бюджетирование приведет к повышению стабильности и оперативности работы над госпроектами, более гибкому управлению финансовыми потоками. Стоит отметить, что, по мнению экспертов, введение данной практики скажется положительно не только для государства и его финансовых проектов, а также и для хозяйствующих субъектов. Кроме того, аналитики отмечают введение практики среднесрочного планирования на крупных предприятиях в среднем пару лет назад.

«Государственные проекты станут еще более перспективны для участия со стороны частных компаний, получающих гарантированные финансовые поступления на более длительный период», — считает В. Кочетков.

«Думаю, что среднесрочное бюджетирование позволит более спокойно реализовывать масштабные экономические проекты, запланированные на гораздо большие временные рамки. Не сомневаюсь, что трехлетнее бюджетирование позитивно отразится и на экономических стратегиях хозяйствующих субъектов. Сегодня во многих крупных компаниях планирование уже производится на 3—5 лет. Несомненно, ежегодно планы уточняются, но факт наличия самого процесса налицо: бизнес-структуры достаточно давно и активно внедряют подобное планирование», — подытожил К. Селянин.

«Безусловно, прогнозировать формирование более долгосрочных (сопоставимых с государственными) финансовых планов участниками экономической деятельности можно. Если для государственных финансовых планов основными целевыми параметрами являются валовый внутренний продукт, государственные расходы и доходы, первичный и вторичный дефицит/профицит, то для планов участников экономической деятельности это будут объем продаж, доля переменных и постоянных издержек в единице продукта или услуги, рентабельность по EBITDA, долговая и налоговая нагрузка. На основе планов властей будут строиться и прогнозы участников экономической деятельности. Что касается дополнительных условий для составления прогнозов субъектов хозяйственной деятельности, то они создаются исключительно внутренними операционными процессами и системой качества менеджмента хозяйствующего субъекта», — заключил В. Чащин.


Другие материалы по теме: