«Коммерсантъ», Сергей Антонов пишет: «Амуру» не дают промышленно собраться»

1 июня 2007 (10:40)

Свердловский губернатор Эдуард Россель попросил помощи у премьера России в получении статуса промсборки для завода

Минпромэнерго РФ отказывается выдавать ЗАО «Автомобили и моторы Урала» («Амур», Свердловская область) разрешение на промышленную сборку китайских автомобилей, что позволило бы предприятию сэкономить $30 млн на таможенных сборах. Вчера свердловский губернатор Эдуард Россель попросил премьера России Михаила Фрадкова ускорить процесс оформления документов в Минпромэнерго на запуск режима промсборки. В минпромэнерго, в свою очередь, свой отказ называют недоработками «амурского» проекта. Если компромисс найти не удастся, «Амуру» придется пересмотреть планы по производству китайских автомобилей.

Планы по сборке иностранных автомобилей на территории Свердловской области губернатор Россель вынашивал давно, предложения делал всем крупным производителям, в том числе BMW, Skoda и Honda. Но конкретных договоренностей удалось достичь лишь в 2006 году с представителями китайских Geely Group Co и Hebei ZhongXing Automobile Co (ZX Auto), которые подписали с «Амуром» соглашение о начале сборки своих автомобилей на мощностях свердловского предприятия с 2007 года. В мае с конвейера завода вышли первые модели внедорожников Landmark и седанов Geely. Предполагается, что в течение 2007 года на заводе соберут 18 тыс. автомобилей (4 тыс. джипов Landmark стоимостью $22 тыс. и 14 тыс. седанов Geely стоимостью $10 тыс. ).

В перспективе, как обещал губернатор, завод увеличит мощность в 40 тыс. автомобилей в год и проект получит статус промышленной сборки. Это позволило бы «Амуру» ввозить комплектующие либо по льготным таможенным пошлинам, либо вообще бесплатно (при условии, что объем работ, произведенных в России, составит не менее 30%, а объем производства — не менее 25 тыс. автомобилей). Но статус промсборки присваивает Минпромэнерго после ознакомления с проектом.

Как вчера заявил Эдуард Россель, докладывая на заседании федерального правительства о социально-экономическом развитии региона, Минпромэнерго отказывается согласовать предоставленные новоуральским заводом документы. «Проблема в том, что не можем получить разрешения от Минпромэнерго, поэтому, Михаил Ефимович (Михаил Фрадков — «Ъ»), просим поручить Минпромэнерго выдать нам этот документ», — обратился губернатор к председателю правительства. Его поддержал глава Минэкономразвития Герман Греф, который отметил, что по закону любой приходящий в страну инвестор имеет право получить режим промышленной сборки. Однако поддержки Михаила Фрадкова губернатор так и не получил. «Если мы за манну считаем китайскую сборку, то это о многом говорит», — цитирует агентство ИТАР-ТАСС премьера.

В самом Минпромэнерго ситуацию с задержкой разрешения уральскому заводу объясняют плохим качеством подготовки проекта, который поступил в ведомство. «Мы исходим из принципа «у инвестора нет национальности». Но это не означает, что мы закрываем глаза на множество нестыковок и противоречий в проектах требованиям режима промсборки», — отметил представитель министерства. Он объяснил, что заявленные «Амуром» некоторые параметры производства китайских автомобилей не соответствуют требованиям постановления российского правительства, определяющего условия предоставления статуса промсборки.

По мнению участников рынка, если «Амуру» не удастся получить разрешение на промсборку, ему придется серьезно пересмотреть свои планы. Как отмечает финансовый директор «ДДТ-Трансавто» (занимается сборкой и продажей китайских автомобилей в уральском регионе) Андрей Кривокорытов, с введением режима просмборки у предприятия появляются дополнительные источники дохода за счет таможенных льгот, которые «Амуру» сейчас необходимы для развития производства. По оценкам генерального директора новоуральского предприятия Павла Чернавина, разрешение на промсборку позволит сэкономить $30 млн за весь трехлетний период инвестпрограммы при общем объеме запланированных инвестиций $70 млн. Господин Чернавин, хоть и надеется на положительный исход ситуации, признает, что отсутствие у производства статуса промсборки может привести к пересмотру планов компании. «Как минимум, нам придется искать новые источники финансирования», — сказал Павел Чернавин, подчеркнув при этом, что предприятие при любом развитии событий не откажется от выпуска китайских автомобилей.


Другие материалы по теме: