Договоры ренты, которые предлагает ООО «Фонд социальной защиты пенсионеров», не отличаются востребованностью и надежностью

17 августа 2007 (16:32)

В Екатеринбурге продолжается рекламная кампания ООО «Фонд социальной защиты пенсионеров», предоставляющего услуги в оформлении договоров ренты на квартиры.

Согласно предлагаемой схеме, по договору ренты пожилой человек передает право собственности на свою недвижимость лицу, которое получает право собственности на нее после выплаты за данную недвижимость около 1/3 ее реальной рыночной стоимости. Бывший собственник при этом сохраняет право проживания в квартире, а купившее ее лицо обязуется выплачивать пожизненную ренту и оплачивать коммунальные услуги.

Однако в мае 2007 года ООО «Фонд социальной защиты пенсионеров» было оштрафовано УФАС РФ по Свердловской области на 80 000 рублей за нарушения законодательства о рекламе. В ходе рассмотрения дела было выявлено, что ООО «Фонд социальной защиты пенсионеров» не является лицом, заключающим договор, то есть плательщиком ренты, а выступает только посредником при оформлении сделки. Кроме того, в рекламе нет указания на то, что плательщиком ренты по таким договорам будет другое лицо, которым является физическое лицо, а сообщение о том, что фонд помогает пожилым людям решать их финансовые и бытовые вопросы уже несколько лет, не соответствовало действительности.

Специалисты, работающие в сфере операций с недвижимостью, выражают сомнения по поводу того, что ООО «Фонд социальной защиты пенсионеров» и другие организации, занимающиеся договорами ренты, смогут обеспечить надежность и легитимность подобных сделок.

По словам начальника отдела ООО «Новосел» Ольги Хватовой, организации, занимающиеся договорами ренты, не прописывают в них многие детали, в результате чего возникают различные казусы.

«Договоры ренты, заключаемые в России, пока еще не являются надежными. Существует множество различных способов сделать такой договор недействительным уже после его заключения. Любой родственник пенсионера, с которым каким-либо лицом был заключен договор ренты, может оспорить подобную сделку и добиться ее аннулирования», — отметила О. Хватова.

«Заключение договора ренты может быть связано с немалыми рисками как для плательщика, так и для получателя ренты», — заявил УрБК начальник отдела правовых споров Агентства юридической безопасности «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Роман Речкин.

По словам Р. Речкина, новый собственник квартиры, полученной на основании договора ренты, может попытаться перепродать ее другим лицам или не полностью исполнять свои обязанности по данному договору — не выплачивать в полном объеме денежные суммы получателю ренты. «Конечно, квартира, обремененная рентой, в силу закона находится в залоге у получателя ренты, однако риск отчуждения все равно существует», — отметил Р. Речкин.

Со стороны плательщика ренты также возможны риски. Так, получатель ренты может спекулировать на выплатах, заявляя, что размер получаемых им выплат меньше положенного по договору. «В случае если плательщик ренты не оформил документально выплату денежных сумм в течение нескольких периодов, суд может даже удовлетворить иск получателя ренты о расторжении договора», — добавил Р. Речкин.

Р. Речкин отметил также, что при заключении договора ренты возможен и криминал: пожилого человека, имеющего квартиру, могут принудить к оформлению сделки либо просто ввести в заблуждение.

«Практика использования договоров ренты мало распространена не только в России, но и во всем мире. Такие сделки заключаются редко, в основном из-за долгого срока ожидания физическим лицом приобретенной квартиры», — заявила УрБК директор ООО «Арбат» Оксана Пуц. По словам О. Пуц, договор ренты можно легко оспорить, к тому же организации, занимающиеся обеспечением таких договоров, не отрабатывают их до конца, оставляют в «сыром» состоянии.

«Я бы не рекомендовала своим клиентам заключать договоры ренты», — добавила О. Пуц.


Другие материалы по теме: