«Российская газета», Юлия Кибирева, Мария Постных, Царья Кезина, Артем Рыжаков пишут: «Подвинься, старина»

24 августа 2007 (12:10)

В деле сохранности архитектурных памятников царит неразбериха

Прокуратура Свердловской области опротестовала решение областного правительства об исключении 29 зданий из реестра культурного наследия. Принятое в марте нынешнего года, это решение позволяло арендаторам попросту сносить архитектурные памятники и строить на их месте, что душа пожелает.

Проект документа готовило министерство культуры. Однако в процессе согласования изменилось федеральное законодательство, и к моменту принятия постановления от 29 марта № 257-ПП полномочия субъектов Федерации в этой сфере были прекращены постановлением правительства РФ № 161, которое вступило в силу 27 марта. В нем указывалось, что для лишения того или иного здания статуса памятника необходимы согласие федерального органа охраны объектов культурного наследия и заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Почему-то регион не учел этих требований, и управление федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны объектов культурного наследия по Уральскому федеральному округу обратилось в областную прокуратуру с просьбой опротестовать решение Белого дома. Прокурор подал протест. В настоящее время чиновники области рассмотрели его и отменили свое оплошное решение. Однако оно действовало с марта по июнь. В промежутке между этими датами с памятниками могли сотворить все, что угодно.

Сейчас облпрокуратура готовит масштабную проверку зданий, незаконно исключенных из реестра.

- Проверочные мероприятия продуманы, но еще не начались. На данный момент мы не то что прогнозировать результаты проверки, даже сроков ее окончания назвать не можем, — сообщила пресс-секретарь облпрокуратуры Римма Бобина.

Между тем по словам начальника отдела министерства культуры Свердловской области Юрия Курашова, в реестре могут значиться и те памятники, которые давно утрачены: разрушились или потеряли ценность. Как утверждает специалист, 26 из 29 строений были утрачены еще в период с 1991-го по 2006-й год. «В живых» остались только три здания: два на улице Малышева и одно на проспекте Ленина.

— Более того, оставшиеся объекты хоть в лупу рассматривай — предмет охраны не наблюдается, — объясняет Курашов. — В том и проблема будущего единого реестра объектов культурного наследия. Все, что до 2002 года принято на охрану, нужно заново обследовать на наличие предмета такой охраны.

В областном министерстве по управлению госимуществом (МУГИСО) ко всему прочему утверждают, что один из объектов списка — первая в Екатеринбурге обсерватория, располагавшаяся на улице Народной воли, 64, — до сих пор находится в федеральном реестре, а значит, и в соответствующем ведении, и потому не могла быть исключена без согласования с федеральными органами. И все бы с этой обсерваторией стало ясно и понятно, если бы она не сгорела еще в 1996 году и теперь не значится в списке Федерального агентства по охране и использованию памятников культуры и истории в Москве.

Специалисты общественных организаций, озабоченных судьбой памятников, говорят, что иногда под видом реставрации и реконструкции памятники тихо разрушаются до неузнаваемости, теряют исторический облик или «переносятся». Создается впечатление, что властям проще дождаться крайнего обветшания памятника, когда останется только его снести. Бывали случаи, когда в акте осмотра особняк описывался как разрушенный, а на самом деле в нем только требовалось отремонтировать крышу. За последние пять лет только в центре Екатеринбурга снесено более 40 памятников. Еще 58 объектов культурного наследия были исключены из реестра. Цифра — невероятная. Насколько корректно проводилась историческая экспертиза и легитимно ли они были исключены из реестра — еще вопрос.

Несколько разъяснил ситуацию пресс-секретарь МУГИСО Николай Белков:

- Все памятники списка -областного значения. Хотя вещественно существуют из них только три, юридический вес имеют все 29. Но денег из областного бюджета на них не выделяется. Понимаете, процесс исключения этих построек из реестра находится в подвешенном состоянии. Просто придется идти более длинным путем, через согласование с Москвой. Так или иначе эти здания будут исключены из реестра.

Мнение

Анна Дементьева, ученый секретарь Президиума регионального отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

- Нас удивляет и настораживает раздрай, царящий в реестре объектов культурного наследия. Мы предлагали правительству области собрать экспертную комиссию и составить новый реестр: оценить состояние памятников, указать их собственников, местное или федеральное значение, составить проектную смету реконструкции и реставрации. Однако тратить средства на длительные технологические экспертизы никто не захотел. Может, такая неразбериха кому-то выгодна?

Вторая проблема — в общественном равнодушии к тому, что город безвозвратно теряет свое лицо и историю. По нашему мнению, часто законы не являются весомым аргументом ни для городских и областных властей, ни для застройщиков. Беда Екатеринбурга в том, что административный центр совпадает с историческим. Для финансовых структур эта земля дороже золота.

У нас действует пять общественных организаций, озабоченных судьбой памятников. Но по сути мы не наделены весомыми полномочиями и о сносе еще не ветхих памятников часто узнаем через СМИ.


Другие материалы по теме: