Директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер: Одним из следствий кризиса ликвидности может явиться сокращение валютной выручки российских экспортеров

5 сентября 2007 (09:30)

УрБК, Екатеринбург, 05.09.2007. «Причина или повод для возникновения сегодняшнего кризиса ликвидности — это кризис на американском рынке ипотечного кредитования. В результате планомерного роста процентных ставок и стагнации цен на недвижимость существенным образом возросла доля «плохой» ипотеки, а это вызвало цепную реакцию среди инвесторов на данном сегменте рынка», — заявил УрБК директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.

«Можно по-разному оценивать место ипотечных кредитов США на мировом финансовом рынке. Важно, однако, что проблемы в данном сегменте оказались достаточными для глобального изменения настроения среди кредиторов и инвесторов — градус оптимизма почти мгновенно и достаточно серьезно был понижен. В результате классические финансовые дилеммы «риск — доходность» и «доходность — ликвидность» стали решаться инвесторами и кредиторами в пользу снижения риска и повышения ликвидности. Все практические следствия этого положения мы и наблюдаем в настоящее время: перевод капиталов из долевых активов (акции) в долговые активы (облигации), из корпоративного сектора в сектор государственных долгов, с развивающихся рынков — на традиционные финансовые рынки (в первую очередь в США). Можно сказать, что стоимость самого ликвидного актива — денег — существенным образом выросла. Это первый аспект кризиса ликвидности, который непосредственным образом затрагивает интересы российских финансовых институтов, да и ряда предприятий реального сектора», — прокомментировал А. Мецгер.

«Дело в том, что все осуществленные заимствования денег на Западе российскими финансовыми институтами по схеме LIBOR+ теперь уже не кажутся такими «дешевыми». Значит, будут неизбежны адекватные изменения в политике кредитования (рост ставок, ужесточение требований к заемщикам и пр.), а для предприятий реального сектора — в части финансирования инвестиционных проектов и программ. Тем не менее эти следствия для наиболее крупных заемщиков не являются катастрофическими. Тем более при политике Центрального банка РФ, которая могла бы компенсировать снижение ликвидности российской банковской системы в условиях сокращения западного финансирования или его удорожания. Другое дело, что механизмы этой политики у ЦБ РФ не очень отработаны, а в некоторых случаях и просто декларируются. Кроме того, Центральный банк страны вынужден использовать данные механизмы с постоянной оглядкой на угрозу инфляции», — заявил А. Мецгер.

«Вторым и, по-видимому, более угрожающим аспектом кризиса ликвидности для российской финансовой системы является вероятность его перерастания в стагнацию на ключевых товарных рынках (в первую очередь рынках США и Китая). Следствием этого сценария будет являться сокращение потребления энергоресурсов и других продуктов сырьевой группы, снижение цен на них, а значит, сокращение валютной выручки российских экспортеров. В результате естественной в таких условиях девальвации рубля последствия для российских коммерческих банков будут более драматичными. Конечно, речь в первую очередь идет о тех, кто работает в условиях валютного риска, т. е. имеет значительную долю валютных пассивов. В этом случае предотвращение системного кризиса во многом также будет зависеть от адекватных действий Центрального банка РФ», — заключил А. Мецгер.


Другие материалы по теме: