Роспотребнадзор готовит проверки соблюдения туристическими компаниями действующего законодательства

11 сентября 2007 (15:40)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) разослала в региональные управления письмо «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания». Ожидается, что, именно опираясь на данный документ, специалисты ведомства будут проводить проверки туристических компаний на предмет соблюдения ими существенно изменившихся в 2007 году норм правового регулирования туристической деятельности.

По мнению ряда специалистов, работающих на туристическом рынке, некоторые положения данного документа могут создать для турфирм и туроператоров определенные сложности.

В частности, по мнению руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, чья подпись стоит под документом, оплата потребителем туристической путевки в безналичной форме не освобождает компанию-продавца от необходимости оформлять туристическую путевку.

Также компания обязана проверить правильность оформления всего пакета выездных документов туриста, а в случае задержки вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий. Впрочем, руководители большинства опрошенных туристических фирм готовы исполнять требования Роспотребнадзора.

«Я полагаю, что предстоящие проверки Роспотребнадзора не выявят нарушений в деятельности туристических компаний. По новому законодательству мы уже оформляем туристические путевки вне зависимости от того, в какой форме поступила к нам оплата, наличной или безналичной. Также в соответствии с новым законом мы проверяем правильность оформления всего пакета выездных документов своих туристов», — сообщила директор по туризму ООО «Екатеринбургское бюро международного туризма «Спутник» Марина Бондарь.

Некоторые сомнения у специалистов вызывает пункт требований, связанных с задержками авиарейсов.

«Следует отметить, что по правилам авиакомпаний именно они, а не туроператоры в случае задержки рейса занимаются размещением клиента на время ожидания. Экскурсионную же программу, заказанную туристом, перенести невозможно, так как есть определенный график экскурсий. В связи с этим мы либо предоставляем клиентам компенсацию, либо заменяем заказанную экскурсию на альтернативную», — отметила М. Бондарь.

Ряд специалистов полагает, что данное требование Роспотребнадзора не соответствует действующему законодательству.

«Согласно Воздушному кодексу РФ, ответственность за задержку рейса на данный момент несет авиакомпания, она же предоставляет клиенту размещение на время ожидания рейса. Возможно, если будут приняты дополнительные законодательные акты, эта ситуация изменится, на данный же момент письмо-разъяснение «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания» противоречит Воздушному кодексу РФ», — заявила УрБК юрист ООО «Турфирма «Элита Трэвэл» Елена Султанова.

Впрочем, в случае форс-мажорных ситуаций туристические компании готовы урегулировать разногласия с авиаперевозчиком, исходя из каждой конкретной ситуации.

«Если в задержке рейса виновата авиакомпания, то туроператор будет решать эти вопросы с ней и возмещение ущерба ляжет на авиакомпанию; если задержка рейса произошла по вине туроператора, например из-за задержки документов, то убытки будет возмещать туроператор. По поводу экскурсий можно сказать, что не всегда их возможно перенести, в этом случае они будут заменятся другими экскурсиями по желанию туриста или туристу будут возвращены деньги», — заявила УрБК директор ООО «Инна Тур» Инна Аверьянова.


Другие материалы по теме: