«Коммерсантъ», Сергей Антонов; Анна Пономарева пишут: «Трансконтейнер» лишили доверенности»

3 октября 2007 (09:21)

Челябинское УФАС признало незаконным требования компании по оформлению грузов

Вчера челябинское УФАС признало, что ОАО «Трансконтейнер» («дочка» РЖД) незаконно требовало от Челябинского транспортного экспедиционного предприятия (ЧТЭП) оформлять доверенности на каждого водителя-экспедитора, доставляющего груз до железнодорожного состава и обратно. Антимонопольщики считают, что «Трансконтейнер», являясь монополистом, искусственно создает препятствия в работе независимых транспортных компаний. Участники рынка не исключают, что теперь свои претензии к госкомпании предъявят и другие независимые грузоперевозчики.

Как рассказала «Ъ» начальник отдела антимонопольного контроля челябинского УФАС Елена Семенова, вчера ведомство рассмотрело жалобу ЧТЭП на действия дочки РЖД «Трансконтейнера», осуществляющего грузоперевозки по железнодорожным магистралям. Челябинское предприятие в своем заявлении указывало, что новые требования «Трансконтейнера» к независимым операторам об оформлении доверенности на каждого водителя, доставляющего груз до железной дороги, вступившие в силу с августа нынешнего года, ущемляют их права. Ранее, по словам представителей ЧТЭП, схема была проще: водителю-экспедитору при себе нужно было иметь лишь путевой лист и транспортную накладную. «Профессия водителя-экспедитора в данный момент не является популярной и высокооплачиваемой, а потому сопровождается частой сменой сотрудников, поэтому оформить доверенность на каждого практически невозможно. К тому же сроки выполнения заказа являются одним из конкурентных преимуществ компании», — отмечают в ЧТЭП.

Челябинское УФАС, рассмотрев дело, вчера признало «Трансконтейнер» виновным в нарушении статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» (Запрет на злоупотребление доминирующим положением) и выдало предписание до 23 октября устранить нарушения. В частности, контейнерный оператор должен будет изменить новые правила получения грузов. «В ходе проверки было установлено, что «Трансконтейнер», деятельность которого сопряжена с естественной монополией (на сегодняшний день «Трансконтейнер» является единственным грузоперевозчиком по железнодорожным магистралям — «Ъ»), своими действиями создавал барьеры для деятельности других перевозчиков. Так, обязательное требование по оформлению доверенностей не предусмотрено нормативными актами», — пояснила госпожа Семенова.

«Ъ» ЗАО «Челябинская транспортно-экспедиционная компания» создано в апреле 1993 года, специализируется на автотранспортных перевозках и сопровождении грузов. По данным СПАРК, уставный капитал компании составляет 441 тыс. 468 рублей. Все 100% акций контролируются менеджментом компании. Финансовые показатели не раскрываются.

«Ъ» ОАО «ТрансКонтейнер» создано в марте 2006 года, специализируется на грузовых контейнерных железнодорожных перевозках. Уставный капитал составляет 13 млрд 894 млн 777тыс 569 рублей, 100% акций принадлежат ОАО «Российские железные дороги». Чистая прибыль по итогам 2006 года составила 1 млрд 442 млн рублей.

В «Трансконтейнере» с решением УФАС не согласились. Как пояснил директор по правовым вопросам компании Виктор Марков, требование оформлять доверенности на каждого грузополучателя полностью укладывается в правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте, зарегистрированные Минюстом РФ еще в 2003 году. «Мы считаем решение челябинского УФАС незаконным, принятым без учета требований нормативных актов и будем его обжаловать», — отметил господин Марков, подчеркнув, что претензии к новым требованиям, кроме ЧТЭП, никто из экспедиционных компаний не предъявлял.

В ЧТЭП вчера комментировать решение УФАС отказались, сославшись на отсутствие письменного решения антимонопольщиков.

Между тем участники рынка грузовых перевозок решение УФАС восприняли с воодушевлением. «Честно говоря, с трудом верилось, что ЧТЭПу удастся выиграть дело. Необходимость оформлять индивидуальные доверенности на каждого водителя затрудняла нашу работу, — рассказывает представитель одной из челябинских транспортных компаний, попросивший не называть его имени, — Так уходило порядка 2 суток на оформление всех документов, в это время груз простаивал на станции, а мы платили по 170 рублей в сутки за 1 контейнер. Кроме того, были затраты на услуги нотариуса». А по мнению генерального директора московского ООО «Инфрасет» Олега Штефана, после решения УФАС «Трансконтейнер» может столкнуться с исками на возмещение ущерба от экспедиторских компаний. «Скорее всего это будут компании, чьи убытки от простоя контейнеров составляют большую долю от оборота компании, остальные же предпочтут не портить отношения с естественным монополистом, так как это чревато дальнейшими проблемами в работе. Но иски обязательно будут», — заявил господин Штефан.


Другие материалы по теме: