«Аргументы недели», Валентин Иванов пишет: «Петля судов на шее «Маяка»

11 октября 2007 (09:03)

Екатеринбуржцы в суде выясняют отношения с недобросовестным застройщиком

Как известно, большинство строительных компаний, действующих в Екатеринбурге — ответственные и квалифицированные застройщики. Но есть в нашем городе и совсем другие «строители», которые исправно собирают со своих дольщиков деньги, но отчего-то не спешат радовать их сданными квадратными метрами, бесконечно затягивая процесс строительства.

Одной из отличительных особенностей компаний такого рода является тянущаяся за ними череда судебных процессов. И это не случайно: всякий долгострой подразумевает нарушение договора с частными инвесторами, а платить своим дольщикам сотни тысяч рублей неустоек недобросовестный застройщик добровольно не желает. Чтобы добиться справедливости, им приходится обращаться в суд. Кроме того, давно известно, что недобросовестный строитель, как правило, недобросовестен во всем: такие компании не только обманывают дольщиков, затягивая сроки сдачи своих объектов, но и нередко нарушают взятые на себя обязательства перед партнерами: недоплачивают причитающиеся суммы, ищут уловки для того, чтобы досрочно разорвать договор и вообще не платить денег за часть сделанных работ. Подобные «фокусы» так же часто приводят к судебным разбирательствам.

Примером подобного рода может служить екатеринбургская корпорация «Маяк», осно¬ванная бывшим предпринимателем, а ныне — депутатом Областной думы Владимиром Коньковым. Этот строительная компания известна жителям города, прежде всего, своими долгостроями, но сумела она отличиться и в судебной сфере: различные компании, входящие в эту структуру, в прошлом году стали участниками порядка 150 судебных разбирательств.

Чаще всего иски на «Маяк» и близкие к нему компании подавали дольщики компании, люди, доверившие фирме свои деньги и не получившие в срок обещанного жилья. Примером дел подобного рода может служить иск семьи Лавровых. Они заключили с «Маяком» договор, полностью выплатили оговоренную в нем сумму (для чего им даже пришлось продать собственную однокомнатную квартиру), но обещанной жилплощади в срок не получили. Сдача дома была задержана на год, и все это время Лавровым пришлось снимать жилье. «Маяк» не спешил с компенсацией за лишнее ожидание, и тогда Лавровы подали на компанию в суд. Орджоникидзевский районный суд вынес решение об удовлетворении требований соинвесторов и постановил ООО «Управление недвижимости «Корпорация «Маяк» и 000 «Корпорация «Маяк» выплатить Лавровым более полумиллиона рублей в качестве компенсации их финансовых и моральных потерь. И это далеко не единичный случай. Юристы отмечают, что в подобных исках суды, как правило, становятся на сторону дольщиков и выигрывают дела.

В еще более сложной ситуации оказываются жители ветхих домов, снесенных «Маяком» при строительстве своих долгостроев. По закону всем им положена компенсация в виде новых современных квартир. Но добиться их зачастую не удается даже в суде. Так, несколько лет длился судебный процесс против «Маяка» семьи Киндеевых. Более 10 лет не может получить жилье Арнольд Ахмадеев, дом которого был сначала сожжен, а потом снесен. Сейчас на его месте высится один из «долгостроев» «Маяка» — дом по Радищева, 33, а сам Арнольд вынужден жить в строительном вагончике. Несмотря на то, что он несколько раз выигрывал суды против строительной компании, жилья она ему так и не предоставила. Год назад, после очередного выигранного иска, Ахмадеева жестоко избили таинственные «неизвестные лица». Когда он вышел из больницы, выяснилось, что 000 «Корпорация ТМО «Маяк» неожиданно «переехала» из Екатеринбурга в закрытый город Озерск Челябинской области. Как судиться за свои права дальше, Ахмадеев уже просто не знает.

Не менее частый гость «Маяк» и в арбитражном суде, где рассматриваются споры между юридическими лицами. Среди строителей Екатеринбурга уже ходят легенды о том, как руководство компании-недобросовестного застройщика использует любые поводы и методы, чтобы снизить собственные затраты, в том числе и за счет деловых партнеров. Многие подрядчики, начавшие работать с «Маяком», заканчивают «партнерство» в зале суда, стремясь доказать свое право на честно заработанные деньги.

Впрочем, даже если суд вынес решение в пользу истцов, это еще совсем не значит, что им удастся взыскать средства с «Маяка». Дело в том, что на самом деле «Маяк, это, по сути, не одна компания, а целый набор юридически независимых фирм, действующих под общим «брендом». Такая сложность в организации не случайна — она всегда позволяет «распылить» судебную ответственность, что называется «перевести стрелки» на соседа, а то и на вовсе давно закрытую и окороченную фирму, взыскать с которой долг уже практически невозможно. Старожилы рынка рассказывают, что группа, основанная Владимиром Коньковым, каждые несколько лет меняет и «головную» контору, «хороня» вместе с ней накопленные долги.

Получается, .что компании, основанные Владимиром Коньковым, изначально, еще на стадии создания и заключения первых договоров с клиентами и партнерами, готовятся к возможным судебным разбирательствам, к уходу от ответственности? Зачем им это? Неужели их создатели изначально предполагают, что они не будут исполнять взятые на себя обязательства и таким образом «подстраховываются» от будущих судов с обманутыми дольщиками и партнерами? Не из-за этих ли проблем корпорацию покинул её основатель Владимир Коньков, пересевший в депутатское кресло, дающее ему известный «иммунитет»? Очень похоже на то.

Но вот только захотят ли новые дольщики работать с фирмой, известной своими судебными процессами и «долгостроями»? Весьма сомнительно.


Другие материалы по теме: