«Российская газета» и Владимир Калманский: «Договорное лукавство»

15 ноября 2007 (07:56)

Безоглядное доверие управляющим компаниям опустошает кошельки

Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) систематизировало жалобы населения на работу жилищно-коммунальных служб Свердловской области.

К сегодняшнему дню в надзорный орган поступило жалоб от жителей области на работу коммунальщиков примерно на 20 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Львиная доля этих обращений касается плохого качества услуг, оказываемых предприятиями ЖКХ.

Причину сотрудники Роспотребнадзора выявили во время проверки договоров между управляющими компаниями (УК) и собственниками жилья.

— В текстах договоров очень часто отсутствуют параметры качества оказываемых услуг, -говорит начальник отдела территориального управления Роспотребнадзора Наталья Афанасьева. — К примеру, коммунальщики не указывают предельные сроки устранения аварий. В то же время они вводят в договоры слишком большие пени за просрочку коммунальных платежей. Вместо 0,03 установленных законодательством процента в договор закладывают сумму в размере процента.

Нередко коммунальщики берут плату за фактически не предоставляемые услуги. Так, в одном из населенных пунктов области

сотрудники Роспотребнадзора столкнулись с таким фактом. Местная управляющая компания взимала с каждого жителя по несколько копеек «за дезинфекцию мест общего пользования

. Копеечные платежи сложились в сотни тысяч рублей, незаконно взятых с людей: реально дезинфекция ни разу не производилась.

Специалисты советуют жильцам многоквартирных домов не подписывать со склонными к лукавству управляющими компаниями договоры, что называется, не глядя. Такие действия ведут либо к переплате по счетам коммунальщиков, либо к трате времени и нервов на судебные тяжбы с ними.

Юридической грамотностью уральцы, увы, не отличаются. Нехватку знаний, по мнению специалистов, можно было бы компенсировать повсеместным применением так называемого типового договора, изначально закрепляющего стандартные законодательные ситуации и требования федеральных нормативных актов. Сейчас каждая УК предлагает клиентам документ, являющийся плодом исключительно ее фантазий, уводящих часто далеко за пределы правового поля со всеми вытекающими неприятными для квартировладельцев последствиями. По сведениям сотрудников фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности, в Министерстве регионального развития РФ рассматривается проект типового договора между управляющими компаниями и владельцами жилья, принятие которого могло бы гармонизировать ситуацию.


Другие материалы по теме: