Аналитики фондового рынка: Входящие в НП «Альянс» предприниматели заинтересованы в удержании низких цен на продовольственные товары первой необходимости

20 ноября 2007 (15:01)

Аналитики фондового рынка продолжают комментировать инициативу о необходимости ограничить предельный размер торговых надбавок на продовольственные товары первой необходимости.

Напомним, некоммерческое партнерство «Альянс» предлагает предпринимателям, работающим на потребительском рынке, ограничить предельный размер торговых надбавок на продовольственные товары первой необходимости. Так, на хлеб из пшеничной муки (крестьянский) и хлеб смешанной валки (чусовской) размер торговых надбавок предлагается ограничить до 10 %; на молоко в полиэтиленовой упаковке (не менее трех наименований) различной степени жирности, сметану (не менее 1 наименования) и творог (не менее 1 наименования), растительное масло отечественного производства (не менее 2 наименований), яйцо I сорта (не менее 1 наименования) — до 15 %. Также предлагается ограничить размер торговой надбавки до 20 % на сливочное масло (не менее 1 наименования), а также нефасованный картофель и капусту местного производства.

Кроме того, НП «Альянс» предложило крупным сетевым компаниям рассмотреть возможность дополнительного снижения предельных надбавок на 2—3 % относительно рекомендуемых по перечисленному ассортименту для всего розничного бизнеса. По мнению ряда экспертов, такого рода предложения нельзя считать эффективными и оправданными.

«Анализируя эту ситуацию, хочется отметить, что величина торговой надбавки не тождественна величине цены на продукты питания. Одним этим движением ничего не решается. Цены на продукты питания уже замедлили свой рост, и на рынках идет коррекция. Пик роста цен на продукты питания уже прошел, замораживать цены в таком случае считаю нелогичным», — заявил УрБК директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.

«Если торговые сети решат снизить надбавку, то это ничего им не даст. Это вообще бессмысленное занятие. Непонятно, зачем торговым сетям идти на такую меру. Может быть, только для собственного пиара, что в преддверии Нового года очень выгодно. Хотя тоже имеет свою обратную сторону. Торговые сети ориентированы на более-менее богатых потребителей, а рекламная кампания «Мы снизили торговые надбавки!» может привлечь только пенсионеров. Так что я расцениваю это либо как политический ход, либо как пиар-акцию, которая, конечно, может быть удачной», — добавил К. Селянин. С другой стороны, эксперты предполагают, что инициативу НП «Альянс» нельзя назвать случайной.

«Альянс объединяет в основном крупных сетевых игроков и тесно взаимодействует с органами власти. Входящие в альянс предприниматели заинтересованы в удержании низких цен — это позволяет им быстрее вытеснять мелких несетевых игроков с рынка. Поэтому, если те не будут ориентироваться на цены у крупных игроков, они потеряют потребителя», — заявил УрБК аналитик инвестбанка «Финам» Сергей Фильченков.

«В данном случае интересы крупных игроков, государства и потребителей совпадают. Если мелкие игроки не хотят снижать цены, их никто не заставит, кроме рынка», — отметил аналитик.

Аналогичной точки зрения придерживается и генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин. «Такие меры эффективны для крупных сетевых компаний, и только в период торговой активности. Услуги розничного торговца в виде наценки должны покрывать его издержки по закупкам у оптовых торговцев, его издержки по оплате труда, арендным платежам и иным накладным расходам. Наценки в 10—20 % обычно покрывают эти издержки, а вот цены оптовых закупок могут значительно влиять на отпускную розничную цену. Именно здесь нужен комплекс мер, подобных прошлогодним по демонополизации продовольственных рынков», — отметил В. Чащин.

По мнению экспертов, вероятность того, что рекомендации «Альянса» будут приняты, весьма высока. «Предпринимателям проще прислушаться к рекомендации ограничить предельный размер торговых надбавок на продовольственные товары первой необходимости, ведь указанные товарные группы вряд ли занимают в структуре выручки существенные суммы, особенно для крупных сетевиков, контингент покупателей у которых богаче, нежели у «магазинов у дома». А политический эффект такого решения был бы значителен, ведь у бизнеса появляется козырь для общения с властями любого уровня», — заявил УрБК директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер» Виталий Калугин. Впрочем, по мнению эксперта, эффект от мер такого рода не будет носить долгосрочный характер.

«Вообще, рост цен не является результатом действий посредников. Таким образом, угнетается рост в сельскохозяйственном производстве, процесс обновления оборудования в пищевых производствах, усиливается зависимость от импорта, а там-то цены растут. Полагаю, ближе к выборам в марте 2008 г. должен произойти очередной скачок инфляции, причем самой болезненной для массового покупателя — на продукты питания. Либо сами продукты исчезнут с прилавков», — заявил В. Калугин.


Другие материалы по теме: