Специалисты в области защиты авторских прав: Используя в своей продукции художественное произведение без согласования с его автором, предприятие нарушает законодательство об авторском праве

29 ноября 2007 (12:10)

В выпуске новостей одной из телекомпаний был представлен сюжет, посвященный продукции ОАО «Березовская ковровая фабрика». Рассказывая о работе ОАО «БКФ», дизайнер предприятия отметила, что картинку для украшения одного из ковров она позаимствовала из открытки.

Юристы и правозащитники считают, что подобная практика может противоречить требованиям законодательства об авторском праве.

«Любой рисунок или фотография является результатом творческой деятельности человека и охраняется законодательством об авторском праве. Для того, чтобы использовать какое-либо изображение, включая его переработку, с его автором необходимо предварительно заключить договор о передаче авторских прав на использование этого изображения», — заявил УрБК начальник отдела правовых споров агентства юридической безопасности «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Роман Речкин.

«Любое художественное произведение (картины, открытки, музыкальные записи и др.) является результатом творческого труда его автора. Если автор того или иного изображения сочтет, что дизайнер предприятия, взяв его рисунок и переработав его (поменяв цветовую гамму или переставив объекты на рисунке), нарушает его права, то он имеет право предъявить компании свои претензии. В этом случае вопрос будет решаться в судебном порядке», — отмечает заместитель директора уральского филиала Российского авторского общества Юрий Ундзенков.

Вместе с тем руководство ОАО «БКФ» не считает, что дизайнер в ходе своей работы нарушает законодательство об авторском праве.

«Наш дизайнер получает заказ на то или иное изображение от отдела сбыта. В качестве прототипа для таких изображений она использует картинки с календарей, из журналов и других источников, которые впоследствии обрабатываются на компьютере. Как правило, подбирается необходимая цветовая гамма, а первоначальный рисунок также может подвергнуться изменениям. Поскольку изображение не переносится на ковер в изначальном варианте, а творчески перерабатывается, то нет причин говорить о каких-либо нарушениях авторских прав», — заявляет руководитель отдела сбыта ОАО «БКФ».

Специалисты считают такие доводы по меньшей мере необоснованными.

По словам Р. Речкина, использование любыми лицом, в том числе ОАО «БКФ», рисунков из журналов, календарей или открыток без заключения авторского договора является нарушением прав автора.

«С точки зрения законодательства продукцию предприятия можно считать контрафактной, и она может быть изъята в судебном порядке», — добавил Р. Речкин.

Однако представители правозащитных организаций говорят о том, что, если автор все-таки сочтет свои права нарушенными и подаст в отношении компании, использующей его произведение, иск в суд, предсказать исход процесса будет достаточно сложно.

«Вопрос с использованием дизайнерами предприятий чужих изображений является достаточно сложным, так как действующее законодательство не предполагает установленных границ между оригиналом и его переработкой. Поэтому спрогнозировать, сможет ли автор произведения выиграть дело о нарушении его прав в суде, практически невозможно. Каждый такой случай нужно рассматривать отдельно, с привлечением экспертов. Здесь все зависит от степени переработки изображения: если оно практически полностью изменено, доказать заимствование будет трудно», — говорит Ю. Ундзенков.


Другие материалы по теме: