Роман Лукичев: Основное внимание в рамках социальных программ РУСАЛа направлено на детей и молодежь

На вопросы корреспондента ИАА «УралБизнесКонсалтинг» Сергея Дружинина отвечает представитель UC RUSAL по информационной работе в Уральском регионе Роман Лукичев.

— Роман Арвидович, 10 сентября 2007 года в Екатеринбурге прошла презентация социальной программы компании «РУСАЛ» «Сто классных проектов». Расскажите, в чем особенность данного конкурса.

— Конкурс «Сто классных проектов» — самый первый грантовый конкурс компании «РУСАЛ». Он проводится с 2004 года. Каждый год 100 победителей среди 7—10-х классов получают по 100 тысяч рублей, 25 победителей среди шестиклассников — по 20 тысяч рублей на реализацию своего проекта. За все время проведения конкурса на него поступило 2 122 заявки из пяти регионов России, победителями стали 450 классов, еще 183 класса, вышедшие в финал, получили поощрительные призы.

Предпочтение отдается проектам, имеющим социальный эффект, будь то помощь пожилым людям или изучение народных традиций. Важно, чтобы детские проекты вовлекали в совместную общественно полезную деятельность других школьников и местное население.

Главная особенность конкурса «Сто классных проектов» заключается в том, что всё в проекте, от идеи до ее осуществления, делают сами дети. Конкурс направлен на поддержку общественно полезных инициатив школьников. Грантовый фонд конкурса составляет 17 миллионов рублей. Проекты победителей будут реализованы в период с июля 2008-го по май 2009 года.

В этом году в конкурсе впервые принимают участие школьники из Каменска-Уральского, Краснотурьинского, Североуральского округов, Нижнесергинского района Свердловской области.

— Будут ли на территории Свердловской области реализованы другие социальные проекты?

— Социальные программы РУСАЛа будут реализовываться на территории Свердловской области в соответствии с его календарными планами. В ближайшее время на территории области будет реализовано еще по меньшей мере пять проектов для молодежи, среди которых программы «Шагни за горизонт» и «Сто спортивных проектов».

— Как РУСАЛ подходит к реализации социальных проектов?

— Практически во всех социальных программах компании «РУСАЛ» применяется проектный подход. Проводятся грантовые конкурсы, по результатам которых осуществляется финансирование проектов. Это позволяет выбрать наиболее интересные и эффективные способы решения актуальных для региона проблем. Конкурсный отбор проектов и четкие критерии оценки дают всем участникам равные возможности. Вместе с тем проектный подход предоставляет участникам конкурсов определенную свободу в выборе номинаций и наименовании мероприятий в заданном направлении. Он позволяет сбалансировать интересы компании и сообщества. Социальными программами РУСАЛа управляет Центр социальных программ и его филиалы.

— Какие этапы существуют при проведении конкурсов?

— Первым этапом идет объявление конкурса, затем Центр социальных программ РУСАЛа и его филиалы проводят семинары для потенциальных участников по основам социального проектирования, консультируют их по написанию заявок на грант. Для каждого конкурса есть своя специально разработанная форма заявки и перечень необходимых документов, есть свои фиксированные сроки приема заявок. Так, например, заявки на конкурс «Сто классных проектов» принимаются только до 3 декабря. Потом начинается работа экспертов — людей, которые владеют основами проектной культуры и хорошо разбираются в предмете конкурса. Экспертный совет не зависит от компании «РУСАЛ», хотя сотрудник компании в него входит, и формируется из представителей органов власти, местного сообщества, специалистов в сферах образования, спорта, культуры и т. д. Они смотрят на формальное соответствие проекта всем требованиям конкура, а затем приступают к оценке содержательной части заявки.

Как правило, экспертный совет состоит из взрослых людей. В этом плане уникальной считается экспертиза заявок, поступивших на конкурс «Сто классных проектов». Ее проводят не только взрослые, но и дети 12—16 лет — участники детских комитетов РУСАЛа. Они со свей позиции рассматривают актуальность идеи проекта и эффективность способов ее реализации.

Эксперты оценивают поданные на конкурс заявки по специально разработанным критериям и определяют победителей, которые получают от компании финансирование на реализацию своего проекта. Во время реализации проекта сотрудники ЦСП проводят мониторинг, оценивают его эффективность. По завершении деятельности все участники делают финансовый и содержательный отчеты.

Вся информация об условиях участия в наших социальных программах, грантовых конкурсах, о ходе развития проектов открыта для каждого.

— Каков эффект проведения социальных программ?

— Основное внимание в рамках социальных программ РУСАЛа направлено на детей и молодежь. Будущее поколение должно быть инициативным, иметь возможность реализовать свои идеи.

Так, например, по условиям конкурса «Сто классных проектов» каждый проект должен быть ориентирован на решение социальных проблем, которые реально существуют в местном сообществе, в регионах и на территории, где находится данная школа. Заявки на конкурс и необходимые документы подаются от школы, но ведущая роль в проекте и его реализации принадлежит школьникам — ученикам 6—10-х классов. Прежде чем стать победителями конкурса, ребята учатся основам социального проектирования. Потом они вместе с учителями пишут проекты, подают их на конкурс и только на следующий учебный год их осуществляют.

Благодаря участию в этой программе школьники получают опыт того, каким образом возможно разрабатывать конкретные решения социальных проблем и воплощать их в жизнь. Так, например, школьники из Богучанского района Красноярского края в рамках проекта «Свое мнение» (2005—2006 учебные годы) смогли создать межрайонный детский информационный центр, сделали свою молодежную программу, где обсуждали актуальные для сельской молодежи проблемы. Для этого они наладили сотрудничество с Богучанской телестудией и даже посетили Красноярское телевидение.

Ученики из школы № 26 Свердловского района г. Красноярска с помощью проекта попытались решить проблему детского травматизма на дорогах. Они разработали целую программу, где в увлекательной форме конкурсов, фестивалей или викторин рассказывали своим сверстникам о правилах поведения на дорогах города. Им с удовольствием помогали сотрудники районного ГИБДД. В результате проекта у юных инспекторов дорожного движения установились партнерские отношения с их взрослыми коллегами, и занятия по культуре поведения на оживленных улицах продолжились и после завершения проекта.

Список проектов можно продолжать долго, но уже сейчас можно утверждать, что участие в этой программе для многих школьников оказалось эффективным средством их развития и личностного роста. Кто-то смог проявить свои лидерские качества, самостоятельность и ответственность за свою деятельность. Осваивая проектный подход, дети впервые попробовали анализировать ситуацию и выявлять проблемы в своей окружающей среде, требующие решения. Самостоятельно или с помощью учителей разрабатывали алгоритм решения проблемы, используя необычные формы проведения мероприятий. Занимались поиском партнеров и единомышленников, которые помогли бы им реализовать задуманное, и радовались конкретным результатам, которые появлялись в ходе реализации проекта.

Инициированные детьми проекты имеют серьезное продолжение на уровне администрации города, например, или местных жителей. Так, компания «РУСАЛ» первой стала строить спортивные площадки в городах присутствия, потом эту инициативу подхватили власти ряда сибирских регионов — появилась программа по благоустройству школьных площадок. Таким образом, компания задает идеи, которые получают свое развитие на других уровнях.

В этом контексте компания воспринимается как важный стратегический партнер. Специалисты ЦСП выступают экспертами городских, областных и краевых грантовых программ. Например, в этом году Центром была организована дискуссионная площадка в рамках ежегодного Красноярского городского форума на тему «Общество — бизнес — власть: от сотрудничества к партнерству», ставшая одной из самых посещаемых на форуме.


Другие материалы по теме: