Вступил в силу ряд изменений в Федеральный закон «О защите прав потребителей»

12 декабря 2007 (15:52)

Сегодня вступил в силу ряд изменений, внесенных в ФЗ «О защите прав потребителей». Напомним, изменения касаются защиты прав потребителей в случае обнаружения в купленном товаре недостатков, нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара, а также информации о товаре или услуге.

Так, существенные изменения внесены в ст. 18 «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» — значительно упрощена процедура обмена и возврата технически сложных товаров (компьютеров, автоматических стиральных машин, холодильников, автотранспортных средств и др.) с дефектами. Кроме того, в соответствии с новыми изменениями потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи или обменять товар при обнаружении недостатка в течение 15 дней с момента передачи товара.

Если недостаток обнаружен в более поздние сроки, то требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения у товара существенного недостатка; нарушения сроков его устранения (отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для продления сроков); если товар находился в ремонте более 30 суток (суммарно) вследствие неоднократного устранения различных недостатков в течение каждого года гарантийного срока.

В соответствии с п. 5 ст. 18 при возникновении спора между продавцом и покупателем о причинах возникновения недостатков у товара продавец (изготовитель, импортер) обязан за свой счет провести экспертизу, а потребитель имеет право присутствовать при ее проведении и в случае несогласия оспорить результаты экспертизы в судебном порядке.

Также изменения дают потребителю право предъявлять претензии по качеству товара не только к его изготовителю и продавцу, но и импортеру, так как импортер, наравне с изготовителем и продавцом, становится самостоятельным участником правоотношений, регулируемых данным законодательством, и в равной степени несет ответственность за качество товара, реализуемого потребителю.

Специалисты данные поправки расценивают по-разному, в том числе и позитивно.

«Изменения в закон касаются процедуры обмена и возврата технически сложных товаров — автомобилей, катеров, мотоциклов, холодильников, стиральных машин и ряда других. Теперь продавцы не смогут реализовывать товар, который заведомо имеет недостатки. Ранее предъявить продавцу требования о замене товара, имеющего незначительные недостатки, было практически невозможно, сейчас же потребитель сможет сделать это с легкостью», — заявил УрБК председатель Комитета по защите прав потребителей администрации г. Екатеринбурга Андрей Артемьев.

«Изменения, внесенные в Закон РФ «О защите прав потребителей», не являются кардинальными, они лишь уточняют закон. Рынок должен быть ответственным. Конечно, возможно появление мошенников, но процент их будет невысок. На сегодняшний день не проблема вычислить мошенника, так как при каждом возврате товара оформляется ряд документов, в числе которых заявление от покупателя с указанием его имени, фамилии и паспортных данных», — заявила УрБК директор по связям с общественностью розничной сети электронной и бытовой техники «Техносила» Надежда Сенюк. «После вступления в силу изменений в закон о правах потребителей в первую очередь пострадают торговые компании. Люди будут чаще пользоваться предоставленными им правами и послаблениями», — заявил УрБК главный менеджер ООО «Белый Ветер Екатеринбург» Алексей Плакнов.

По его словам, уже сейчас участились случаи возврата товара годовой давности, когда потребитель пытается вернуть свои деньги, эксплуатировав технику достаточно долго. «Компьютер через год обесценивается в несколько раз, и принимать его назад для продавца слишком накладно», — добавил А. Планков.

В качестве одной из возможных мер противодействия недобросовестным потребителям называется составление так называемых «черных списков».

«После введения изменений в законодательство о защите прав потребителей торговым компаниям будет определенно тяжелее, чем сейчас. Единственным действенным способом борьбы с недобросовестными потребителями является составление так называемых «черных списков», куда будут заноситься лица, единожды воспользовавшиеся услугой возврата товара. Эти списки будут распространяться по торговым сетям, и недобросовестным покупателям будет отказываться в услугах или станут применяться другие меры воздействия», — заявил УрБК директор ООО «ДС Компьютер» Илья Бирюков.

Впрочем, специалисты действенность и законность данной меры оценивают скептически.

«Если продавцы начнут составлять некие списки потребителей, часто возвращающих товары, эти списки не будут приниматься во внимание ни судами, ни другими ведомствами. В любой «черный список», в соответствии с законодательством, вносятся только те юридические или физические лица, кто совершил какое-либо нарушение. Составление подобных списков никак не избавит компании от соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей», — заявил УрБК председатель Комитета по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга Андрей Артемьев.

В целом, по мнению А. Артемьева, упрощение процедуры возврата и обмена товаров не приведет к всплеску возвратов со стороны потребителей, так как объемы продаж технически сложных товаров не настолько велики.


Другие материалы по теме: