Рынок щебня: проблемы и пути решения

Участники дорожно-строительного рынка все чаще отмечают, что состояние железнодорожной инфраструктуры на сегодняшний день не может удовлетворить потребности грузообразующих отраслей промышленности в полном объеме.

Причины

«Рост объема отгрузок строительных материалов сдерживается из-за острой нехватки нужных для этого вагонов, что приводит к снижению темпов развития промышленности и экономики регионов РФ», — считает генеральный директор ООО «Корпорация «Автострада» Дмитрий Сыров.

По мнению экспертов, дефицит подвижного состава возник из-за того, что существующий парк грузовых вагонов значительно устарел. Дело в том, что парк просто не успевает обновляться темпами, необходимыми для поддержания его в оптимальном, соответствующем всем техническим требованиям состоянии. Большую роль здесь играют недостаточные объемы финансирования и производства новых вагонов.

«За последние 25—30 лет производство грузовых вагонов значительно сократилось, и сегодня проблема их дефицита приобретает все более яркие очертания. Большинство железнодорожных составов в РФ уже давно выработали свой ресурс, парк вагонов сильно изношен, но вот с его своевременным обновлением возникают трудности», — отмечает начальник отдела сборных железнодорожных перевозок ООО «ТС-Логистика» Алексей Пивоваров.

Наличие проблемы нехватки вагонов для осуществления предприятиями перевозок своей продукции признают и в ОАО «Российские железные дороги».

«Дефицит подвижного железнодорожного состава действительно существует. В период 90-х годов объемы закупки вагонов значительно сократились. Те составы, что были в наличии, не обновлялись, и сегодня они уже порядком изношены. В 2000 году начался активный рост грузоперевозок железнодорожным транспортом, и проблема дефицита вагонов обозначилась четко», — говорят специалисты пресс-службы ОАО «РЖД».

Варианты решения

По мнению экспертов, ОАО «РЖД», в рамках программы поддержки отечественного производителя, привлекает к сотрудничеству исключительно российские предприятия, в частности уральский ВГУП «Уралвагонзавод», однако машиностроительные предприятия РФ не справляются с необходимым объемом поставок вагонов на рынок. Разрешить сложившуюся ситуацию могло бы привлечение зарубежных производителей, но руководство ОАО «РЖД» пока остается верным первоначально выбранному курсу.

В таких условиях грузообразующие предприятия и компании-поставщики, столкнувшиеся с проблемой нехватки подвижного состава, вынуждены решать ее собственными силами.

Впрочем, ряд предприятий щебеночной отрасли отмечают, что, несмотря на наличие определенных трудностей с подвижным составом у РЖД, уже сейчас существуют способы, с помощью которых проблема может быть решена с минимальными потерями как для заказчика, так и для производителя щебня.

Один из способов ускорения темпов отгрузки — сотрудничество с коммерческими структурами, которые владеют собственными грузовыми вагонами. Такое решение поддерживают специалисты ООО «Корпорация «Автострада», которое работает на рынке поставок инертных материалов для нужд дорожной отрасли, нефтегазового комплекса и предприятий ЖБИ уже на протяжении 7 лет.

Компания предлагает грузообразующим предприятиям использовать вагоны, альтернативные обычным, что позволило бы им сократить время поставок в несколько раз.

«Помимо привлечения собственных подвижных составов, мы предлагаем клиентам альтернативные решения: рассмотрение возможности перевозки и соответственно приема груза специализированными вагонами — думпкарами, окатышевозами, хоппер-дозаторами и т. д.», — рассказывает Д. Сыров.

Еще одной возможностью для предприятия повысить темпы отгрузок своей продукции является аренда железнодорожного транспорта. «Мы ведем активную работу в сфере аренды подвижного состава. При необходимости нами проводится ремонт арендованных вагонов, заключая договоры с эксплуатационно-ремонтными ДЭПО, мы отслеживаем их движение, в целом учитываем и максимально удовлетворяем все потребности наших клиентов, причем необходимую предоплату и текущие расходы компания берет на себя», — отмечает менеджер департамента транспорта и логистики ООО «Корпорация «Автострада» Андрей Хасанов.

Итог

Сегодня специалисты отмечают потребность в высоких темпах роста объемов отгрузок предприятиями инертных материалов, но из-за проблем с наличием вагонов для транспортировки продукции этот рост значительно ограничивается. Железнодорожный транспорт нуждается в обновлении, но возможностей отечественных производителей и объемов финансовых вложений недостаточно для того, чтобы провести его в оптимальные сроки. При этом руководство ОАО «РЖД» не собирается привлекать на рынок железнодорожных перевозок западные машиностроительные компании.

Альтернативные решения такой проблемы нашли компании-поставщики. Они предлагают предприятиям аренду альтернативных уже имеющимся вагонов, причем не обычных, а специализированных, и готовы оплачивать все текущие расходы.


Другие материалы по теме: