В первый месяц действия новой редакции ФЗ «О защите прав потребителей» участились случаи возврата покупателями сложной бытовой техники

18 января 2008 (10:09)

Специалисты подводят первые итоги работы в условиях действия обновленной редакции Закона РФ «О защите прав потребителей».

Напомним, с 11 декабря 2007 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон РФ «О защите прав потребителей». Изменения касаются прав потребителей при обнаружении в товаре недостатков, последствий при нарушении продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара и информации о товаре (услуге).

Данные изменения касаются технически сложного товара (автотранспортные средства, мотоциклы, снегоходы, катера, холодильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры и другие товары). Согласно новым поправкам, потребитель, в случае обнаружения в вышеуказанном товаре недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара, нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара, невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Для продавцов компьютерной и множительной техники первый месяц прошел без особых потрясений, хотя многие аналитики говорили о том, что проблемы возникнут в первую очередь именно в этой сфере. Ожидалось, что вступление в силу новых поправок увеличит число случаев возврата товара, когда потребитель будет пытаться вернуть свои деньги, эксплуатировав технику достаточно долго. Тем не менее статистика торговых компаний, занимающихся продажей компьютерной и оргтехники, показала, что количество случаев возврата товара пока осталось на прежнем уровне.

«Первый месяц работы в соответствии с новой редакцией Закона РФ «О защите прав потребителей» прошел стабильно. Пока случаи возврата товара не участились и соответствуют прошлым месяцам. Прогнозы в отношении введения новых поправок не оправдались», — сообщил УрБК главный менеджер ООО «Белый Ветер Екатеринбург» Алексей Планков.

Такую же ситуацию отмечают и другие эксперты. Так, директор федеральной торговой сети «Санрайз» Данила Бельтюков сообщил УрБК, что, несмотря на внесенные в закон поправки, в течение прошедшего срока с момента их вступления в силу не наблюдалось большого потока потребителей, желающих заменить приобретенный товар новым. Статистика возврата товара осталась прежней.

В Комитете по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга также сообщили, что по итогам месяца вступление в силу новых поправок не вызвало большого увеличения числа обращений в комитет, но некоторый рост все же наблюдался.

«В целом наши прогнозы оправдались: сильного роста возвратов товара не произошло, хотя следует отметить, что мы располагаем информацией только о тех случаях, которые поступили на рассмотрение комитета. Возможно, на местах ситуация складывается немного по-другому», — отметила исполняющая обязанности председателя Комитета по защите прав потребителей Светлана Раскатова.

Более серьезные проблемы возникли у торговых сетей, продающих сложную бытовую технику.

«В течение месяца работы в соответствии с новыми поправками в Закон РФ «О защите прав потребителей» возникло очень много вопросов, таких, например, как сроки экспертизы, критерии, по которым выбирается аналогичный товар, и т. д. Так, у нас возникли проблемы с предоставлением плазменного телевизора на время гарантийного ремонта, покупатели требовали, чтобы товар, предоставляемый им на время гарантийного ремонта, полностью соответствовал приобретенному им, вплоть до стоимости и размера диагонали», — сообщила УрБК юрист торговой сети «Кардинал» Юлия Солдатова.

Кроме того, эксперты отмечают, что участились случаи возврата товара после определенного времени использования. Недобросовестные покупатели начали активно пользоваться новыми поправками в Закон РФ «О защите прав потребителей».

«Так, одна из покупательниц приобрела товар в конце декабря 2007 года, осмотрев его и подписав документ о том, что не имеет к нему претензий, и попыталась возвратить данный товар уже в десятых числах января, сославшись на тот факт, что на поверхности товара обнаружены царапины, возникшие во время упаковывания товара», — отметила Ю. Солдатова.


Другие материалы по теме: