Российский автопром: перспективы

В 2006 году в России впервые автомобилей иностранного производства было продано больше, чем отечественных моделей. В 2007 году тенденция только усилилась: иномарок было реализовано в 2,5 раза больше, чем машин российского производства.

На протяжении последних 15 лет объемы российского рынка ежегодно растут на 10—20 %. Такая динамика поддерживается как ростом благосостояния россиян, так и все возрастающей доступностью автомобилей. При этом второй основополагающей тенденцией рынка является сокращение в нем доли отечественных автомобилей: если в конце 90-х годов на них приходилось более 90 % всех новых машин, то сейчас — менее 30 %. При этом их главным конкурентом становятся недорогие иномарки, собираемые на территории России филиалами крупных мировых автоконцернов.

По данным Европейской ассоциации бизнеса, в период с 2003 по 2007 отчетный год продажи отечественных автомобилей сократились почти на 15 %, в то время как продажи иномарок увеличились на 750 % и по итогам 2007 года составляют 1 645,63 тыс. проданных автомобилей против 752 тыс. российских.

«Да, действительно, по итогам 2007 года продукция тольяттинского автозавода продолжила терять свои позиции на отечественном рынке. Ситуация в Свердловской области в действительности не особо отличается от общероссийской. Тенденция к снижению спроса на автомобили ВАЗ в Екатеринбурге и области прослеживается с 2003 года и является вполне закономерным явлением», — отмечает специалист отдела продвижения автосалона «Атлантик» (ООО «Автолада-Сервис») Павел Аптин.

Более сдержанными оказались представители Горьковского автозавода в Свердловской области. Специалисты ОАО «УралавтоГАЗсервис» каких-либо серьезных изменений в продажах автомобилей данного производителя не зафиксировали. По их словам, показатели 2007 года практически повторяют показатели 2006-го. Вообще о серьезном колебании спроса на автомобили ГАЗ говорить, наверное, нельзя, поскольку автомобили данного семейства покупаются в основном в качестве рабочих машин («ГАЗель», «Волга») и имеют свою хоть и узкую, по сравнению с вазовской, но гораздо более стабильную клиентуру.

Ближайшие в географическом плане конкуренты отечественного автопроизводителя — концерн UZ-Daewoo, дела у которого в 2007 году сложились ненамного лучше, — ситуацию прокомментировать не смогли.

«Нам запрещено давать какую-либо информацию о статистике продаж за 2007 год», — заявили в ООО «Масико» (официальный дилер UZ-Daewoo в Свердловской области).

Ослабление позиций отечественных автопроизводителей замечают и конкуренты, производители более высокого ценового сегмента, к которым обращается потребитель, в недавнем времени имевший дело с российскими машинами. Так, например, по мнению руководителя отдела продаж ООО «Компания Авто Плюс» («Тойота Центр Екатеринбург Запад») Сергея Носова, в последние годы покупатель больше обращает внимание на более качественные, пусть и в некоторых случаях значительно более дорогие автомобили, нежели на сравнительно дешевые. Увеличение благосостояния граждан, как считает эксперт, в итоге и приводит к ослаблению позиций на рынке российского производителя. Покупатель готов платить за качество, которого отечественные автозаводы предоставить не могут.

Как отмечает директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин, тенденция к падению отечественного автопроизводителя прослеживалась еще в конце 1980-х, хотя в то время официальных представителей мировых автопроизводителей в России не было.

«Даже когда в начале 1990-х люди платили 2 цены (одну — за сам автомобиль, а вторую — за его пересылку), это их не останавливало, поскольку уровень качества импортной продукции был несопоставим с уровнем качества российской. С 1995 года, когда по стране стали открываться представительства крупнейших мировых марок, позиции отечественного автопрома резко пошатнулись, а с 2000—2003 годов начался фактически повальный ажиотаж на иномарки», — отмечает А. Татаркин.

Причины

Основными проблемами отечественных автомобилей, по мнению экспертов, являются низкое качество как комплектующих, так и сборки, отсутствие грамотного обслуживания и очень низкий уровень развития и разработки новых решений.

«За последние 10 лет у концерна «АвтоВАЗ» было выпущено всего 2 действительно новые модели — это «Лада-Калина» и «Лада-Приора», что совершенно не отвечает условиям рынка. Возможно, выход этих автомобилей несколько лет назад и привел бы к какому-либо значимому эффекту, но сейчас актуальность данных моделей утрачена», — считает П. Аптин.

Необходимо также отметить, что зачастую новинки отечественных автопроизводителей после схода с конвейера не соответствуют заявленным ранее показателям. Так, например, ту же «Приору» в люкс-комплектации планировалось оснащать автоматической коробкой передач, однако в реальности автомобиль оборудован 5-ступенчатой механической коробкой от ВАЗ-2110. Многих подобных технических решений, которые давно используют почти все иностранные автопроизводители практически на всей линейке своей продукции, на российских автомобилях не встречается, что в сочетании с постоянным опозданием в разработке технических решений приводит к серьезному отставанию от иностранных конкурентов.

Кроме прочего, сами специалисты торговых сетей «АвтоВАЗ» отмечают постоянное сужение разницы в ценах с иномарками, что идет отнюдь не на пользу отечественному автопрому.

«Объективно, сейчас цены на автомобили ВАЗ завышены, и в ближайшее время ожидается очередное, пусть и незначительное, их увеличение, связанное с переходом России на экологический стандарт «Евро-3». Мы практически вплотную приблизились к ценовому уровню некоторых иностранных конкурентов, автомобили которых находятся на более высоком качественном уровне», — считает П. Аптин.

Как отмечает руководитель отдела маркетинга ГК ООО «Группа компаний «Восточный ветер» (официальный дилер автомобилей Hyundai в Свердловской области) Татьяна Токарь, в последнее время надежность, качество сборки и политика ценообразования отечественных автопроизводителей привели к тому, что потребитель отдает предпочтение покупке недорогих иномарок, пусть даже российской сборки. Действительно, если посмотреть на базовую комплектацию наиболее популярного 10-го семейства вазовской «Лады», средняя стоимость которой составляет порядка 250—280 тыс. руб., а самая простая комплектация одного из ближайших конкурентов, Hyundai Accent, стоит порядка 320 тыс., то закоренелое представление российского гражданина о том, что «иномарка — это, прежде всего, очень дорого», становится малооправданным.

Достаточно распространенными аргументами в пользу отечественного автопрома являются доступность запасных частей и невысокая стоимость ремонта автомобиля. Однако развитие сервисных сетей крупных автоконцернов сделало ремонт иномарок более доступным, а качество автомобилей иностранного производства делает необходимость обращаться в пункты сервиса менее частой.

«По нашим прогнозам, в 2008 году тенденция снижения спроса на отечественные автомобили в пользу недорогих иномарок продолжится. В подтверждение этому можно отнести постоянно растущее число заводов иностранных автопроизводителей на территории России», — считает Т. Токарь.

Решения

По мнению экспертов, действующие на данный момент тенденции на российском рынке заставляют российских автопроизводителей искать пути выхода из сложившейся ситуации. В противном случае они рискуют полностью потерять свою долю рынка уже через 3—4 года.

«В настоящее время в торговых сетях ОАО «АвтоВАЗ» разрабатывается ряд мер по увеличению спроса на собственные автомобили. Прежде всего мы планируем запустить в 2008 году ряд привлекательных кредитных программ», — отмечает П. Аптин.

По мнению А. Татаркина, в настоящее время правительство России избрало для российского авторынка неверную тактику. Открытие на территории страны заводов — филиалов крупнейших мировых производителей — это, как считает эксперт, серьезный удар по российским заводам. Спрос на российскую продукцию, субъективно пользующуюся у потребителя плохой репутацией, будет продолжать падать за счет удешевления производства иномарок, что в итоге может привести к банкротству российского производителя.

«Для поднятия российского автопрома необходимо прежде всего вывести продукцию на приемлемый уровень, благо мощности заводов это позволяют. В России необходимо создавать автомобиль «для России» с учетом многих факторов, однако качественный уровень не должен быть «российским». Мощности заводов и заинтересованность государства вполне способны увеличить качественный порог в производстве автомобилей. Даже Китай подстраивается под российский рынок, а мы сами не можем. Возможности у российского производителя есть, однако полностью отсутствует их целесообразное использование», — говорит А. Татаркин.

Однако действенность подобных предложений вызывает сомнения у экспертов автомобильного рынка. По их мнению, отставание в этой сфере от ведущих производителей у российских компаний столь велико, что преодолеть его можно только путем кооперации и прямого заимствования передовых технологий. Об этом говорят и последние шаги крупнейшего отечественного автопроизводителя: «АвтоВАЗ» заявил о намерении собирать автомобили совместно с международным концерном Renault-Nissan.


Другие материалы по теме: