Роспотребнадзор: У граждан возникают претензии к банкам по непредоставлению необходимой информации об оказываемых услугах, а также по несоблюдению письменной формы договора
7 марта 2008 (07:20)
УрБК, Екатеринбург, 07.03.2008. В Свердловской области продолжает поступать большое количество обращений граждан на действия банков. За последнее время получены жалобы в отношении ЗАО «Банк Русский Стандарт», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО «АЛЬФА-БАНК», ООО «КБ «Ренессанс Капитал», ООО «Русфинанс Банк», ОАО «АКБ «РОСБАНК» и др. Об этом говорится в сообщении ТУ Роспотребнадзора.
Доводы большинства жалоб связаны с начислением несоразмерных штрафов (пеней) за нарушение сроков оплаты очередного платежа по кредиту, несвоевременное зачисление банками очередного платежа по кредиту, непредоставление сведений об операциях по счету, взимание значительных сумм за дополнительные услуги, размер которых потребители не могли оценить при заключении договора.
Согласно сообщению, граждане, не обладая специальными познаниями, находятся в неравном положении с банками. Договоры кредитования изложены с использованием специальных банковских и юридических терминов, соответственно трудны для понимания потребителей. Условия заявлений о предоставлении кредита печатаются мелким шрифтом и содержат отсылки на многочисленные дополнительные условия, тарифы, программы страхования, являющиеся составной частью договора. Общий объем приложений может достигать 32 страниц и более. Кроме того, как показывают обращения граждан, многочисленные дополнения просто не выдаются потребителям.
Ряд кредитных организаций предоставляют потребителям сведения об условиях оказания услуг и даже заключают договоры (например, страхования, кредита по карте) по телефонному звонку гражданина в банк. Оценить предложения банка в такой ситуации достаточно сложно. В результате у граждан возникают претензии к банку по непредоставлению необходимой информации об оказываемых услугах, а также по несоблюдению письменной формы договора. Рассмотрение данных требований в суде затрудняется тем, что граждане не могут подтвердить свои доводы доказательствами (письменными документами и т. п.). В то время как банк представляет в суд первоначальное заявление о выдаче кредита, в котором гражданин дал согласие на предоставление сведений по телефону и аудиозапись телефонного разговора. Судебная практика показывает, что по данному вопросу отсутствует единообразный подход: существуют судебные акты как удовлетворяющие требования потребителей о неправомерности заключения договоров в таком порядке, так и подтверждающие законность действий банков. Управление Роспотребнадзора по Свердловской области придерживается точки зрения, что заключение договора и внесение изменений в него в ходе устного телефонного разговора не являются надлежащей формой возникновения, изменения и прекращения обязательств между потребителем и банком.
В настоящее время увеличивается количество судебных исков о взыскании банками задолженности с потребителей, образовавшейся в связи с непогашением кредитов. Одной из причин подобной ситуации является кредитная политика банков, направленная на минимальное предоставление информации потребителям при заключении договора либо предоставление информации в форме, не доступной для понимания потребителя, не обладающего специальными знаниями. Такая политика кредитных организаций приводит к тому, что потребитель берет кредит, который изначально оплатить он не в силах, но из-за отсутствия полных данных не может оценить его условия при оформлении отношений с банком.
Доводы большинства жалоб связаны с начислением несоразмерных штрафов (пеней) за нарушение сроков оплаты очередного платежа по кредиту, несвоевременное зачисление банками очередного платежа по кредиту, непредоставление сведений об операциях по счету, взимание значительных сумм за дополнительные услуги, размер которых потребители не могли оценить при заключении договора.
Согласно сообщению, граждане, не обладая специальными познаниями, находятся в неравном положении с банками. Договоры кредитования изложены с использованием специальных банковских и юридических терминов, соответственно трудны для понимания потребителей. Условия заявлений о предоставлении кредита печатаются мелким шрифтом и содержат отсылки на многочисленные дополнительные условия, тарифы, программы страхования, являющиеся составной частью договора. Общий объем приложений может достигать 32 страниц и более. Кроме того, как показывают обращения граждан, многочисленные дополнения просто не выдаются потребителям.
Ряд кредитных организаций предоставляют потребителям сведения об условиях оказания услуг и даже заключают договоры (например, страхования, кредита по карте) по телефонному звонку гражданина в банк. Оценить предложения банка в такой ситуации достаточно сложно. В результате у граждан возникают претензии к банку по непредоставлению необходимой информации об оказываемых услугах, а также по несоблюдению письменной формы договора. Рассмотрение данных требований в суде затрудняется тем, что граждане не могут подтвердить свои доводы доказательствами (письменными документами и т. п.). В то время как банк представляет в суд первоначальное заявление о выдаче кредита, в котором гражданин дал согласие на предоставление сведений по телефону и аудиозапись телефонного разговора. Судебная практика показывает, что по данному вопросу отсутствует единообразный подход: существуют судебные акты как удовлетворяющие требования потребителей о неправомерности заключения договоров в таком порядке, так и подтверждающие законность действий банков. Управление Роспотребнадзора по Свердловской области придерживается точки зрения, что заключение договора и внесение изменений в него в ходе устного телефонного разговора не являются надлежащей формой возникновения, изменения и прекращения обязательств между потребителем и банком.
В настоящее время увеличивается количество судебных исков о взыскании банками задолженности с потребителей, образовавшейся в связи с непогашением кредитов. Одной из причин подобной ситуации является кредитная политика банков, направленная на минимальное предоставление информации потребителям при заключении договора либо предоставление информации в форме, не доступной для понимания потребителя, не обладающего специальными знаниями. Такая политика кредитных организаций приводит к тому, что потребитель берет кредит, который изначально оплатить он не в силах, но из-за отсутствия полных данных не может оценить его условия при оформлении отношений с банком.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ТУ Роспотребнадзора по Свердловской области: К нам продолжает поступать бол ...
- ТУ Роспотребнадзора по Свердловской области: К нам продолжает поступать бол ...
- ТУ Роспотребнадзора: К нам поступила жалоба на начисление ОАО «Альфа-Банк» ...
- Управление Роспотребнадзора по Свердловской области разработало рекомендаци ...
- В Свердловской области установлен факт нарушения прав потребителей со стор ...