Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области возложило часть вины за подорожание продовольствия на торговые сети

28 марта 2008 (11:20)

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области обнародовало свою позицию относительно проблемы роста цен на так называемые социально значимые продукты питания.

«До 1 мая действует соглашение, согласно которому хлебокомбинаты и торговые сети взяли на себя обязательство держать минимальные цены и торговые наценки на социальные сорта хлеба. Тогда как те, кто поставляет сырье, ГСМ, электроэнергию и все необходимое для производства хлебобулочных изделий, никаких обязательств на себя не взяли. Тем не менее по состоянию на 28 марта с октября прошлого года не повышали отпускные цены на хлеб из муки 1-го сорта и смешанной валки хлебокомбинаты Екатеринбургский, Артемовский, Богдановичский, Краснотурьинский, Невьянский, СМАК, Лесной, Кушвахлебпром, филиалы ГУП СО Качканарский и Нижнетуринский и другие предприятия хлебопечения. За шесть последних месяцев цены на хлеб из муки 1-го сорта выросли на 6,8 %, из муки смешанной валки — на 8,4 %», — заявили УрБК в министерстве.

«Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области придерживается жесткой позиции: необходимо приложить все усилия для стабильного поддержания цен для социальных сортов на уровне сегодняшнего дня. Каждому хлебозаводу определить для этого как минимум по наименованию хлеба из муки 1-го, 2-го сортов и смешанной валки», — подчеркнули в пресс-службе.

Отметим, что, по данным самого Минсельхоза, объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в Свердловской области в 2007 году составил 197,5 тыс. тонн. Таким образом, по данным областного минсельхоза, снижение к уровню 2006 года составило 2,1 %, также снижены физические объемы производства кондитерских изделий — на 4,5 %.

Всего за 2007 год предприятиями хлебопекарной и мукомольной отрасли Свердловской области произведено продукции на 4,6 млрд рублей.

Отметим, что производство хлеба в Свердловской области ведут 32 крупных и средних предприятия, 26 предприятий Облпотребсоюза, свыше 200 мини-пекарен, а также мини-производства в крупных торговых сетях, на предприятиях общепита.

Сами производители инициативе министерства не удивляются.

«Пока к нам не поступало каких-либо распоряжений по поводу сдерживания цен на хлеб. Тем не менее, в случае поступления официального документа, нам придется выполнить требования, установленные Минсельхозом», — заявила УрБК главный экономист ООО «Артемовский хлебокомбинат» Ольга Ракова.

При этом преприятия не скрывают, что намерены возместить свои убытки за счет потребителей.

«Сейчас рост цен происходит в связи с повышением цены на сырье, и, чтобы выжить, мы вынуждены повышать стоимость готового продукта. Если будет установлено ограничение стоимости по одному наименованию хлеба из муки 1-го, 2-го сортов и смешанной валки, то, чтобы избежать убытков, нам придется повысить цены на другие сорта хлеба», — добавила О. Ракова.

Чиновники констатируют, что серьезные проблемы возникают с реализацией хлебопекарной продукции, т. к. предлагаемые торговыми сетями условия крайне невыгодны для предприятий — производителей продуктов питания.

«Торговыми организациями практикуется плата за «вход», фиксированная оплата полок, ретробонусы, фиксированные ставки рентабельности, оплата промоакций, что не является рыночными инструментами. Транснациональные сети пришли на региональный рынок со своим сложившимся кругом поставщиков и ориентированы на известные российские бренды», — заявили в министерстве.

«Входные бонусы в этих компаниях достигают 45 тыс. рублей. Кроме общих условий, таких как евроупаковка со штрихкодом и рассрочка платежа, в договорах существует требование поставки продукции по самой низкой в регионе цене (скидки до 10 % от оптово-отпускных цен). Хлебопеки недоумевают по поводу односторонних штрафов в случае несоблюдения договора, в котором также содержится и пункт о возврате продавцом товара без объяснения причин, в то время как с производителем товара не согласовывается размер торговой наценки. Зачастую условия договоров, предлагаемые торговыми сетями области, предусматривают большие периоды отсрочки платежа до 45 дней даже за скоропортящиеся продукты. В таких условиях местные производители зачастую не находят выхода на крупные розничные рынки. Это снижает уровень конкуренции на рынках и ведет к снижению объемов продаж и замещение местной продукции на продукцию, завозимую из других регионов, что приводит завышению цен на продовольствие», — отметили в пресс-службе.

Причинами роста цен на хлеб чиновники называют также рост тарифов на услуги ЖКХ, увеличение административной ренты, платы за аренду помещений.


Другие материалы по теме: