Ложная идеология в сердце финансового кризиса
21 апреля 2008 (08:35)
Предложение секретаря Казначейства США Генри Полсона по поводу реорганизации правительственного регулирования финансовых институтов не решает самого главного. Нам нужны новые идеи, а не перетасовка органов регулирования. Федеральная резервная система уже давно наделена полномочиями на установление норм и правил жилищного кредитования, но не способна их реализовать. В течение последних 25 лет финансовые органы и регулируемые ими институты, руководствуются принципом рыночного фундаментализма: святой верой в то, что рынки стремятся к равновесию, отклонения от него — случайность. Все финансовые инновации — управление рисками, торговые стратегии, сборная солянка из производных и синтетических финансовых инструментов — основаны именно на таком убеждении. Их появление стало возможным благодаря непоколебимой вере властей в способность рынков к саморегулированию.
Регулятивным органам следовало бы знать это, поскольку именно их интервенция не один раз предотвращала крах финансовой системы. Их успех только укрепил ошибочное представление о саморегулируемости рынков. Это, в свою очередь, привело к образованию спекулятивного пузыря на кредитном рынке, который распространился на всю финансовую систему. Разразившийся кризис субстандартного кредитования обнажил все слабые стороны. Застигнутые врасплох власти реагировали на каждый новый сбой только после его возникновения. Слепо доверяя теории рыночного фундаментализма, они оказались лишенными способности предвидения. Сейчас необходима новая парадигма. Решения участников рынка не могут основываться на знании, или на том, что экономисты называют рациональными ожиданиями. Между ошибочными представлениями участников рынка и реальным положением вещей существует двусторонняя, рефлекторная взаимосвязь. Не случайные отклонения, а подобная рефлексивность в итоге приводит к разрушительным последствиям или появлению пузырей с циклом «бум-спад».
Вместо перестановки регулятивных органов властям следует готовиться к следующим ударам. Отмечу только два. Существует таинственный финансовый инструмент под названием дефолтный своп. Условная сумма неисполненных контрактов по дефолтным свопам составляет почти 45000 млрд. долларов. Чтобы было понятнее, это практически эквивалентно половине общего дохода американских домохозяйств и примерно в пять раз больше государственного долга. Рынок совсем не регулируется, и владельцы контрактов, не знают, в полной ли мере защищены их контрагенты. В случае наступления дефолта, скорее всего, далеко не все контрагенты смогут выполнить свои обязательства. Такая перспектива нависла над финансовыми рынками как Дамоклов меч, который упадет, как только наступит дефолт. Очевидно, это сыграло свою роль при принятии ФРС решения о предотвращении краха Bear Stearns. Одно из возможных решений — создание расчетной палаты или биржи с разумной структурой капитала и строгими гарантийными требованиями, куда передавались бы все существующие и фьючерсные контракты. В этом куда больше пользы, чем в масштабной реорганизации структуры регулирования.
Другой аспект — растущее число лишений права выкупа по закладным. Ожидается, что в течение следующих двух лет будут объявлены дефолты по 40% субстандартных ипотечных займов. Дефолты по ипотекам с плавающей ставкой, будут столь же масштабными, но более долгосрочными. Учитывая то, что продажи домов достигают 600 000 в год, такое масштабное лишение прав выкупа пошатнет рынок и приведет к обвалу цен. В результате увеличится число домовладельцев с отрицательной долей собственности. Падение стоимости жилья будет продолжаться бесконечно, если правительство не вмешается. Сокращение числа лишений прав выкупа должно стать приоритетом, однако, пока что все предпринятые меры были не более чем упражнениями по организации связи с общественностью.
Приверженность администрации Буша принципу фундаментальности рынка не позволяет ей использовать средства налогоплательщиков. Ограничившись введением финансового стимула, поддержанного обеими партиями, администрация предоставила управление политикой ФРС. Тем не менее, деньги налогоплательщиков потребуются для сокращения количества лишений прав выкупа по закладным. Два предложения Демократической партии, представленные в Конгресс, позволяют установить баланс между правом подобного лишения и ограничением таких полномочий. Одно из них направлено на модификацию законодательства о банкротстве, что позволило бы судьям упростить условия ипотек, выдаваемых для приобретения основного места жительства. Второе предназначено для обеспечения гарантий Федерального управления жилищного строительства, по выплате кредиторам 85% от существующей оценочной стоимости жилья. Данные предложения не разрешат кризис жилья, но позволят подойти к корню проблем, который заслуживает более чем пристального внимания, передает The Financial Times Limited
Регулятивным органам следовало бы знать это, поскольку именно их интервенция не один раз предотвращала крах финансовой системы. Их успех только укрепил ошибочное представление о саморегулируемости рынков. Это, в свою очередь, привело к образованию спекулятивного пузыря на кредитном рынке, который распространился на всю финансовую систему. Разразившийся кризис субстандартного кредитования обнажил все слабые стороны. Застигнутые врасплох власти реагировали на каждый новый сбой только после его возникновения. Слепо доверяя теории рыночного фундаментализма, они оказались лишенными способности предвидения. Сейчас необходима новая парадигма. Решения участников рынка не могут основываться на знании, или на том, что экономисты называют рациональными ожиданиями. Между ошибочными представлениями участников рынка и реальным положением вещей существует двусторонняя, рефлекторная взаимосвязь. Не случайные отклонения, а подобная рефлексивность в итоге приводит к разрушительным последствиям или появлению пузырей с циклом «бум-спад».
Вместо перестановки регулятивных органов властям следует готовиться к следующим ударам. Отмечу только два. Существует таинственный финансовый инструмент под названием дефолтный своп. Условная сумма неисполненных контрактов по дефолтным свопам составляет почти 45000 млрд. долларов. Чтобы было понятнее, это практически эквивалентно половине общего дохода американских домохозяйств и примерно в пять раз больше государственного долга. Рынок совсем не регулируется, и владельцы контрактов, не знают, в полной ли мере защищены их контрагенты. В случае наступления дефолта, скорее всего, далеко не все контрагенты смогут выполнить свои обязательства. Такая перспектива нависла над финансовыми рынками как Дамоклов меч, который упадет, как только наступит дефолт. Очевидно, это сыграло свою роль при принятии ФРС решения о предотвращении краха Bear Stearns. Одно из возможных решений — создание расчетной палаты или биржи с разумной структурой капитала и строгими гарантийными требованиями, куда передавались бы все существующие и фьючерсные контракты. В этом куда больше пользы, чем в масштабной реорганизации структуры регулирования.
Другой аспект — растущее число лишений права выкупа по закладным. Ожидается, что в течение следующих двух лет будут объявлены дефолты по 40% субстандартных ипотечных займов. Дефолты по ипотекам с плавающей ставкой, будут столь же масштабными, но более долгосрочными. Учитывая то, что продажи домов достигают 600 000 в год, такое масштабное лишение прав выкупа пошатнет рынок и приведет к обвалу цен. В результате увеличится число домовладельцев с отрицательной долей собственности. Падение стоимости жилья будет продолжаться бесконечно, если правительство не вмешается. Сокращение числа лишений прав выкупа должно стать приоритетом, однако, пока что все предпринятые меры были не более чем упражнениями по организации связи с общественностью.
Приверженность администрации Буша принципу фундаментальности рынка не позволяет ей использовать средства налогоплательщиков. Ограничившись введением финансового стимула, поддержанного обеими партиями, администрация предоставила управление политикой ФРС. Тем не менее, деньги налогоплательщиков потребуются для сокращения количества лишений прав выкупа по закладным. Два предложения Демократической партии, представленные в Конгресс, позволяют установить баланс между правом подобного лишения и ограничением таких полномочий. Одно из них направлено на модификацию законодательства о банкротстве, что позволило бы судьям упростить условия ипотек, выдаваемых для приобретения основного места жительства. Второе предназначено для обеспечения гарантий Федерального управления жилищного строительства, по выплате кредиторам 85% от существующей оценочной стоимости жилья. Данные предложения не разрешат кризис жилья, но позволят подойти к корню проблем, который заслуживает более чем пристального внимания, передает The Financial Times Limited
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Михаил Касьянов: Темпы развития финансовых рынков, в том числе фондового ры ...
- Председатель Правления Национальной ассоциации участников фондового рынка А ...
- Второе дыхание финансового кризиса
- Президент банка «Драгоценности Урала» Олег Меркурьев: В ближайшие несколько ...
- РТС приступает к построению системы кредитования участников торговли