Виктор Контеев: Екатеринбург достиг рекордной суммы товарооборота

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев.

— Виктор Владимирович, как бы Вы охарактеризовали развитие потребительского рынка за 2007 год?

— Есть две позиции, с которых можно оценить развитие потребительского рынка. Первая — это позиция жителей города Екатеринбурга, а вторая — это мнения тех консалтинговых компаний, в том числе зарубежных, которые побывали в Екатеринбурге.

Если рассматривать ситуацию на потребительском рынке с первой позиции, то следует отметить, что количество жалоб и претензий, поступающих от горожан, сократилось за 2007 год на 15—17 %. Это говорит о том, что качество торговых услуг, которые предлагаются на территории Екатеринбурга, серьезно повышается. Сократилось количество жалоб на качество товаров, на грубость и работу персонала торговых организаций. Также удалось сократить жалобы на такие специфические услуги, как установка и обслуживание домофонов и установка окон.

Рассматривая вторую позицию, следует сказать, что уровень развития потребительского рынка города Екатеринбурга неоднократно исследовался, в том числе и мировыми консалтинговыми компаниями. Были оценены обеспеченность торговыми площадями, ввод торговых площадей, макроэкономические показатели. По результатам исследований ряда консалтинговых компаний мы сейчас занимаем 2-е место среди всего потребительского рынка России. Оценивая макроэкономику, можно отметить, что Екатеринбург достиг рекордной суммы товарооборота за 2007 год — 265 млрд рублей, это одна из самых высоких величин среди городов-миллионников. Кроме того, Екатеринбургу удалось сохранить лидирующие позиции по товарообороту на душу населения, город по этому показателю занимает 2-е место после Москвы.

— Скажите, пожалуйста, в чем главное отличие потребительского рынка Екатеринбурга от рынков других городов-миллионников?

— На мой взгляд, мы стартовали намного раньше некоторых других городов, и, безусловно, цифра товарооборота подтверждает тот факт, что мы сегодня являемся лидерами потребительского рынка России. В городе выстроено достаточное деловое и профессиональное взаимодействие между бизнесом и властью. За последние 15—16 лет не было ни одного серьезного отклонения, которое бы мешало развитию потребительского рынка. Мы пытались со своей стороны создать такую правовую базу, которая бы определила условия игры операторов, работающих в этой сфере. Без сомнения, вся та макроэкономика, которая складывается сегодня в городе, тот рост промышленности за последние годы и ежегодный прирост платежеспособности населения на 12 % тоже подчеркивают состояние дел и развитие потребительского рынка Екатеринбурга.

— А какова статистика по количеству торгующих предприятий за 2007 год?

— В 2007 году было сдано порядка 90 новых объектов торговли, сейчас мы вышли на уровень обеспеченности торговыми площадями 501 кв. м на 1 000 жителей, это один из самых высоких показателей в России.

Согласно статистике, на сегодня в Екатеринбурге работает порядка 1 900 предприятий непродовольственной торговли, ежегодно мы получаем небольшой прирост по непродовольственным магазинам. За последний год удалось увеличить количество продовольственных магазинов (их порядка 880). Хотелось бы напомнить, что за последние годы, особенно в центральной зоне города, мы начали терять продовольственные магазины, за 2007 год удалось несколько улучшить эту ситуацию. Также на территории Екатеринбурга располагается порядка 1 300 объектов уличной торговли.

Кроме того, в городе порядка 1 500 предприятий общественного питания. Активно развивается русская национальная кухня (около 40 предприятий), идет постепенное восстановление рыбной кухни, достаточно успешно развивается быстрое питание.

— Как решается проблема с организацией питания в деловых центрах, удалось ли за минувший год как-то разрешить ситуацию с обеспечением общественным питанием именно деловых центров?

— Сегодня у нас 36 деловых центров; хотелось бы напомнить, что это офисные здания не менее 5 000 кв. м, где 70 % площадей занимают офисы. Одной из основных задач при строительстве деловых центров сейчас не только построить саму коробку, но и насытить ее соответствующей инфраструктурой, в том числе общественным питанием. Общественное питание в деловых центрах должно быть выстроено в двух направлениях: общепит, рассчитанный и работающий внутри делового центра, и общепит, рассчитанный на внешнюю аудиторию. Безусловно, проблемы в этой области сегодня есть, пока наши операторы общественного питания неохотно идут в деловые центры, но полагаю, что в скором времени нам удастся решить эту проблему.

— Как обстоит ситуация с управляющими компаниями ТЦ и арендаторами, насколько обоснованы жалобы по поводу высоких арендных плат?

— Сейчас мы работаем с управляющими компаниями по 9 современным форматам: это торговые центры, универмаги, кэши, дискаунтеры и т. д. Безусловно, одним из самых востребованных форматов является сегодня торговый центр, на данный момент их в Екатеринбурге 18, а за 2008—2009 годы будет введено еще 9.

Несмотря на столь быстрое развитие ТЦ, в этом формате существует ряд проблем: во-первых, отсутствует профессиональный консалтинг на разработку концепции, во-вторых, присутствует дефицит профессиональных управляющих компаний, также отсутствуют схемы взаимодействия управляющих компаний и совета арендаторов, очень слабо развит рынок аутсорсинга.

Так, решая проблему дефицита профессиональных управляющих компаний, мы попытались консолидировать управляющие компании независимо от вида недвижимости, создано некоммерческое партнерство, в рамках которого сегодня решается проблема рынка аутсорсинга, по восьми основным направлениям: инжиниринг, служба безопасности, клининговые компании, рекрутинг и т. д. Сегодня вместе с некоммерческим партнерством и управляющими компаниями мы стараемся активно развивать этот рынок.

Касаясь проблемы с арендаторами, следует отметить отсутствие определенного баланса, в том числе экономического, между управляющей компанией и арендатором, что, в свою очередь, приводит к задержке в развитии торговых центров. Поэтому уже в этом году мы поставили задачу создать в каждом ТЦ свои советы арендаторов, которые впоследствии будут объединены в городской совет. Городской совет арендаторов будет делать мониторинг по каждому арендатору, а также определять и решать возникающие в этой сфере вопросы и проблемы, в том числе по арендной плате, которую сегодня выставляют управляющие компании. Я считаю, что такой диалог между управляющими компаниями и арендаторами позволит сформулировать правильную идею, концепцию и степень развития торговых центров.

— Известно, что в Екатеринбурге планируется строительство четырех ТЦ «АШАН». Нужно ли городу такое количество иностранных торговых центров, не повлечет ли это серию банкротств местных, небольших ТЦ?

— Я считаю, что на данном этапе наш продовольственный ретейл достаточно успешно развивался и сегодня екатеринбургские сети ведут очень профессиональную, уверенную конкурентную борьбу, и не только на территории Екатеринбурга: сегодня они активно пошли в города Свердловской области и уже начали межрегиональное развитие. Безусловно, французы имеют за собой очень большой оборотный капитал, они могут работать на минимум прибыли и могут себе позволить тот ассортимент, который они сегодня предлагают. Мы отдаем себе отчет, что с вводом этих четырех ТЦ «АШАН» уровень конкуренции в городе значительно повысится и повлияет на дальнейшую расстановку и развитие сетевых структур города Екатеринбурга.

— Ситуация для ТЦ сейчас осложняется еще и искусственным сдерживанием цен на основные продукты питания. Как Вы считаете, можно ли административным сдерживанием остановить рост цен или это только усугубит создавшуюся проблему?

— По моему мнению, любое вмешательство государства с попыткой регулирования цены на внутреннем рынке не улучает ситуацию, а приводит к определенному ухудшению. Есть золотое правило рынка: спрос определяет предложение. Исходя из этого, государство должно создать такие правовые, нормативные и экономические законы, по которым любой производитель, дистрибьютор или ретейлер будет двигаться и развиваться. Мне кажется надо обратить наибольшее внимание на таможенное регулирование и четко реагировать на изменения в мировом рынке, а на уровне субъектов Федерации все-таки нужно рассмотреть ситуацию и выстраивать отношения между производителями сырья и переработчиками, которые производят продукцию на внутренний рынок Свердловской области. Попытка регулировать и регламентировать цены ни к чему не приведет.

— После торговых центров, пожалуй, самым значимым для города остается развитие автобизнеса. Как ситуация обстоит в этой сфере, насколько сейчас удовлетворен потребительский спрос в отношении качественных автосервисов, нет ли разрыва между количеством работающих в городе автосалонов и количеством автосервисов?

— Сегодня, говоря об автобизнесе в Екатеринбурге, мы имеем в виду 59 автосалонов, 411 сервисов и порядка 180 магазинов и сетей. Все эти три направления как раз и определяют отношение наших покупателей и горожан к автомобилям. Если рассматривать уровень автомобилизации, то Екатеринбург в этом плане занимает второе место после Москвы — 302 автомобиля на 1 000 жителей, это очень высокий показатель. Только за 2007 год на территории Екатеринбурга было продано около 80 тысяч автомобилей и открыто около 9 автосалонов. Безусловно, динамика развития автомобильного рынка в Екатеринбурге очень высокая. При этом мы должны понимать, что более 60 % автомобилей старше 7 лет, соответственно, при отсутствии профессионального автосервиса и без создания условий профессиональных автоуслуг тут же возникло бы множество проблем. Поэтому уже на протяжении 6—7 лет существует система постоянного совершенствования автосервисов на территории Екатеринбурга. На протяжении 2008 года продолжится развитие специализированных мастерских шиномонтажа и сигнализации, а также ряда других направлений. Будет принципиально изменен тот уровень оборудования, которое сейчас есть в автосервисных мастерских. По итогам же 2007 года можно отметить, что внедрение нового технического оборудования именно в автосервисные предприятия по сравнению с 2006 годом увеличилось вдвое, это позволяет говорить о том, что уровень автосервиса сейчас выдержан на достаточно хорошем уровне.

— В заключение хотелось бы узнать о перспективах развития потребительского рынка в 2008 году, какие задачи были поставлены? Что уже достигнуто за первый квартал этого года?

— Напомню, что мы идем в рамках 4 стратегических проектов до 2015 года, а именно по торговле и общепиту, по производству товаров, которое связано с пищевыми предприятиями. Сегодня у нас порядка 18 пищевых предприятий и 77 малых предприятий по производству продовольственных товаров. Без увеличения мощности этих предприятий, если они не будут выполнять заявку торгующих предприятий, неизбежны проблемы.

Во-вторых, в Екатеринбурге развивается проект «Торговые узлы», который направлен на обеспечение и ввод новых торговых площадей — 1 500 кв. м на начало 2010 года. Кроме того, идет развитие проекта общепита «Кухня на любой вкус», это развитие тех 1 500 предприятий открытой и закрытой сети, которые с каждым годом совершенствуется как за счет введения новых предприятий, так и за счет развития сетевых структур. И последний проект, о котором можно сегодня говорить, — это «Центральная зона — торговая зона», который касается развития в целом города Екатеринбурга. Совокупность этих проектов как раз и есть стратегия, которая определяет все основные параметры — и качественные, и количественные — в сфере потребительского рынка. Оценивая итоги первого квартала, можно сказать, что нам удалось выполнить запланированные количественные и контрольные показатели в полном объеме.


Другие материалы по теме: